Отмечаемый ежегодно 8 марта Международный женский день является одним из самых популярных праздников, отмечаемых в Казахстане. И хотя этот праздник имеет некоторые старомодные элементы, 8 марта посылает очень актуальное напоминание миру о важной роли, которую женщины играют в каждой части казахстанского общества.
Когда мы говорим о казахских женщинах, мы могли бы легко похвалить их красоту, подчеркнуть их исторические достижения и вклад, который они внесли в наше общество. Хотя все это стоящие начинания, мы должны начать с признания их уникальной индивидуальности, способа бытия, который уравновешивает как современное, так и традиционное.
Казахские женщины волевые, независимые, свободомыслящие, напористые, успешные и амбициозные. В то же время казахские женщины очень ориентированы на семью и ребенка. Они уважают традиционные роли и ценят быть хорошими женами и матерями, а также преследуют карьерные и личные цели. Хотя не все из них отдают приоритет семейной жизни, большинство из них это делают. Часто именно женщины Казахстана готовы наладить свою жизнь и пойти на жертвы, когда потребности детей и других членов семьи сталкиваются с их работой или социальными обязательствами. Они рассматриваются как ядро семьи.
Исторически сложилось так, что роли казахских женщин в первую очередь определялись родством. Женщина рассматривалась как дочь, сестра, жена, мать или бабушка. Во всех этих ролях женщины должны были соответствовать желаниям и потребностям своих мужчин — отцов, мужей или даже сыновей. На первый взгляд, такие социальные рамки можно рассматривать как ведущие к тому, что женщины являются слабыми, подчиненными и пассивными, в то время как мужчины являются активными, напористыми и доминирующими. Это, однако, было бы полным непониманием традиционных казахских гендерных ролей.
Чрезвычайно трудоемкий кочевой образ жизни казахских скотоводов, который включал в себя перевозку скота на огромные расстояния, привел к строгому, но эффективному разделению труда по половому признаку. Мужчины были заняты блужданием со стадом и поиском свежих пастбищ, в то время как женщины следили за домом. Казахская женщина должна была заботиться о домашнем хозяйстве, детях и стариках, но, в то же время, отвечать за дела, когда глава семьи мужского пола отсутствовал во время сезонных кочевых миграций.
Женщины не просто послушно готовили, убирали, шили и выполняли другие обыденные задачи. Они имели право голоса во многих вопросах, связанных с семьей и домашним хозяйством. Они занимались широким спектром физической активности за пределами дома, включая установку юрт, вождение повозок, погрузку верблюдов, седло и верховую езду на лошадях и даже стрельбу из луков и охоту с орлами. Исторически сложилось так, что казахский социальный конструкт не заключался в том, чтобы отдавать предпочтение мужчинам и подчеркивать женское подчинение. Разделение гендерных ролей было скорее уравновешивающим механизмом в кочевом образе жизни, формой взаимной зависимости.
С самого раннего возраста казахских девушек обучали необходимым навыкам и установкам для выполнения своих будущих ролей жен и матерей. Но в то же время молодых девушек также учили быть физически и морально сильными. Они научились седлать лошадь и постоять за себя. Наряду с мальчиками девочки участвовали в различных музыкальных и поэтических конкурсах. У них также были спортивные выходы, которые включали совместное участие. Например, знаменитые казахские скачки на длинные дистанции, известные как Байга, и традиции конного спорта, такие как Кыз Куу (Погоня и поцелуй девушки), не могли состояться без активного участия в них молодой девушки.
На протяжении веков казахские женщины также имели больше личной свободы и большую способность высказывать свое мнение, чем женщины во многих других соседних странах. В отличие от женщин некоторых соседних народов, казахские женщины никогда не закрывали лица чадрами и никогда не жили в уединении. Таким уровнем свободы пользовались даже в то время, когда многие кочевые казахи отказались от своих языческих верований и приняли ислам.
Было ли древнее казахское общество полностью эгалитарным? Нет. Но она также не была такой угнетающей для женщин, как многие древние культуры. Да, исторически казахская женщина «принимала» роль с ограниченной свободой в обмен на то, чтобы мужчина взял на себя полную ответственность за ее благополучие и благополучие семьи. Тем не менее, женщинам никогда не приходилось «получать» разрешение своих мужей на участие в социальных и общественных делах, и им никогда не приходилось просить своих мужей «предоставить» им право общаться с другими мужчинами-членами своих семей, что распространено в некоторых соседних странах.
После долгой истории кочевничества казахи стали селиться в селах, оставив позади далеко идущий быт своих предков. Это изменение привело к отказуэто нормы социального «подчинения», которые были установлены между казахскими мужчинами и женщинами в целях поддержания кочевой скотоводческой жизни. Новая эра жизни в стационарных общинах принесла с собой новые социальные нормы, новые стандарты поведения, новые роли для семьи, женщин и казахского общества в целом. В то время как некоторые из этих изменений в образе жизни были естественным прогрессом в обществе, большая часть процесса была навязана советским режимом с его настойчивостью в «оседлости кочевников».
В советскую эпоху женщины получили больше возможностей для получения образования и работы в Казахстане, но это не следует неправильно интерпретировать как освобождение Советским Союзом женщин Казахстана. Действительно, казахские женщины столкнулись с глубокими страданиями от рук советского режима , на которые повлияли трудности, начиная от принуждения их мужчин к военной службе до массовой иммиграции в другие страны и катастрофического голода в начале казахской «советизации». Казахские женщины должны были быть сильными перед лицом неоднократных вызовов во времена СССР. В разрушительные дни Второй мировой войны им пришлось пережить отправку своих людей воевать в Советскую Армию, а их страна служила основным поставщиком продовольствия, топлива, железа и других стратегических военных ресурсов.
Хотя советская «модернизация» действительно повлияла на образ жизни казахских женщин, она не изменила их основополагающую личность: казахские женщины оставались непримиримо женственными, твердо преданными своим семьям и культурным традициям, оставаясь при этом свободными, волевыми и активными, и готовыми высказывать свое мнение как женщинам, так и мужчинам.
С момента обретения Казахстаном независимости различные роли, которые играют казахские женщины, стали еще более заметными. Сильные, яркие казахские женщины демонстрируют свои навыки в различных отраслях промышленности и дают примеры и вдохновение для следующего поколения девушек. Рассмотрим лишь небольшую выборку современных, опытных женщин Казахстана:
- Ардана Ботай, первая казахстанская женщина-пилот военного самолета, выдающийся пионер в области, в которой доминируют мужчины
- Самал Еслямова, международно признанная звезда, получившая награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале
- Жансая Абдумалик, феноменально талантливая шахматистка, первая женщина из Казахстана (и 39-я в мире), заработавшая звание гроссмейстера
- Бибисара Ассаубаева, самая молодая чемпионка мира по шахматам, завоевавшая титул в 17 лет
Здесь нет места для перечисления всех удивительных казахстанских женщин, которые проделали выдающуюся работу как ученые и исследователи, как руководители финансовых институтов, как художники, спортсмены, IT-разработчики, педагоги, предприниматели и многое другое. И мы не можем забывать о политической роли, которую играют казахстанские женщины, успешные министры, вице-министры, лидеры местных органов власти и женщины-конгрессмены, помогающие формировать будущее нации, которую они любят. От традиционных юрт древних казахских степей до современных залов власти, казахские женщины показали себя смелыми и выносливыми, уравновешивая активную роль в своих общинах с заботой о своих семьях. С Международным женским днем этих особенных казахских женщин и женщин во всем мире!
Автор – аналитик со степенью магистра экономики Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, с более чем 20-летним опытом работы на правительство Казахстана. Она специализируется на макроэкономике, товарных и финансовых рынках, а также экономической и социальной политике в Казахстане и во всем мире.