Страны Центральной Азии сталкиваются с серьезными проблемами в области продовольственной безопасности, но могут решить их, работая вместе над общими решениями, сообщает Bizmedia.kz.
Центральная Азия выходит из суровой зимы c фермами, покрытыми густым снегом. Необычно низкие температуры сократили урожай овощей. Некоторые страны, такие как Узбекистан и Казахстан, временно приостановили экспорт лука из-за воздействия суровой зимы.
Ничто из этого не помогает снизить цены на продовольствие, которые выросли из-за непрерывающихся кризисов. В прошлом году в регионе наблюдался двузначный рост инфляции цен на продовольствие из-за сбоев в торговле, вызванных российско-украинским конфликтом и перебоями в цепочке поставок из-за затяжных последствий пандемии.
Это еще одно мрачное напоминание о том, что вызовы продовольственной безопасности всегда присутствуют. Ожидается, что объемы воды в бассейнах рек Сырдарья и Амударья, жизненно важного источника оросительной воды на площади до 10 миллионов гектаров земли в Центральной Азии, сократятся на 15 процентов. Таяние ледников еще больше усугубит сроки сбора урожая и полива, поскольку речные потоки достигают пика в начале года.
Хотя нет простых ответов, очевидно, что региону потребуются значительное финансирование для развития более продуктивного и устойчивого сельского хозяйства. Региональное сотрудничество также может способствовать укреплению продовольственной безопасности. В части Азии, не имеющей выхода к морю, более тесное сотрудничество между правительствами стран Центральной Азии может помочь стимулировать климатически устойчивое производство продовольствия и стимулировать торговлю для удовлетворения в его потреблении.
Члены Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), партнеры стран Центральной Азии и за ее пределами, сделали шаг в правильном направлении в прошлом году. В ноябре они одобрили новые рамки сотрудничества. Чтобы более тесно сотрудничать в области сельскохозяйственного развития и продовольственной безопасности, названы три шага.
Во-первых, путем обмена передовым опытом в сельском хозяйстве. Продовольственные продукты, такие как пшеница, рис и кукуруза, составляют большую часть сельскохозяйственной продукции региона, но урожайность, как правило, низкая, учитывая, что многие фермы по всему региону небольшие с низким уровнем механизации. Средняя ферма в Азербайджане, Кыргызстане, Пакистане и Таджикистане составляет около 1-3 гектаров. Эти относительно небольшие фермы также ограничивают способность фермеров получать доступ к финансированию сельскохозяйственных ресурсов и технологий, которые могли бы стимулировать производство.
Тем не менее, в других частях региона современные методы ведения сельского хозяйства помогают повысить урожайность. Например, Китайская Народная Республика внедрила технологию, которая использует меньше оросительной воды, распределяя ее при низком давлении через трубопроводную сеть. Казахстан использует данные о почве, погоде и урожайности сельскохозяйственных культур, собранные беспилотниками и спутниками, для оптимизации урожайности от удобрений и пестицидов. И пилотные проекты в стране, основанные на этом подходе, известные как точное земледелие, показывают многообещающие результаты: увеличение надоев молока для скота на 18 процентов, сокращение затрат на растениеводство на 20 процентов и повышение урожайности зерновых на 2,5 метрических тонн с гектара.
Еще один способ обмена знаниями — это образование и исследования. Развитие программ профессионального обучения и высшего образования в области современных методов ведения сельского хозяйства поможет вооружить следующее поколение фермеров и сельскохозяйственных специалистов, особенно если эти программы ориентированы на молодежь в сельских районах. Совместные исследования высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к вредителям, эпидемиям и изменяющимся водным условиям, помогут повысить урожайность.
Во-вторых, путем совместной работы по развитию продовольственных производственно-сбытовых цепочек. Ключевые компоненты цепочек создания стоимости пищевых продуктов, включая услуги по хранению и переработке пищевых продуктов, остаются недостаточно развитыми в большинстве стран Центральной Азии, где теряется до 25 процентов собранных фруктов и овощей.
Страны региона могут устранить эти недостатки путем создания благоприятной деловой среды, которая будет стимулировать частный сектор инвестировать в объекты и услуги, которые имеют жизненно важное значение для обеспечения поставок продовольствия. Важно, чтобы правительства улучшили стратегическое планирование производства и зонирование, развили общественную инфраструктуру и обеспечили землевладение для первичного сельского хозяйства и послеуборочной обработки. Обеспечение прозрачных стимулов для предприятий частного сектора и защита их активов после инвестирования также имеют важное значение.
В-третьих, путем совершенствования систем безопасности пищевых продуктов для расширения торговли. Многие страны РЭЦЦА имеют устаревшие системы управления безопасностью пищевых продуктов. Их санитарные и фитосанитарные средств не соответствует международным стандартам. Программа РЭЦЦА консультирует своих членов по вопросам укрепления систем безопасности пищевых продуктов и внедрения электронных систем санитарной и фитосанитарной сертификации, которые являются более эффективными и прозрачными для обновления этих стандартов.
Улучшение систем безопасности пищевых продуктов и приведение их в соответствие с международными стандартами поможет стимулировать торговлю продовольствием в регионе и поможет обеспечить доступность продовольствия. Это также может привлечь прямые иностранные инвестиции в пищевую промышленность, что поможет увеличить предложение, удовлетворить потребности стран в продовольствии и расширить рынки сбыта их продукции за пределами региона.
Страны Центральной Азии сталкиваются с серьезными проблемами в области продовольственной безопасности, но существует большой потенциал для долгосрочных решений путем совместной работы в рамках новой структуры сотрудничества.
Авторами являются Ясмин Сиддики, директор отдела окружающей среды, природных ресурсов и сельского хозяйства Департамента Центральной и Западной Азии Азиатского банка развития, и Зяп Минь Буй, главный экономист АБР по природным ресурсам и сельскому хозяйству.