Использование транспортно-транзитного потенциала Казахстана

Транспортные маршруты текут как кровь в жилах экономики. Поэтому эффективная транспортная система с геостратегической планировкой тем более важна для такой страны, как Казахстан. Транспортная система, унаследованная Казахстаном с момента обретения независимости в 1991 году, не обеспечила доступа к внешним рынкам и не сформировала единый внутренний рынок.

Фото любезно предоставлено: zakon.kz.

Фрагментация транспортных путей отражала фрагментацию экономики. Тем не менее, политики в Казахстане своевременно осознали его геостратегическое расположение между Европой и Китаем и между Европой и Южной Азией. Поэтому руководство страны не только развило потенциал Казахстана как транзитного узла, но и заложило транспортную сеть железных и автомобильных дорог, воздушных путей и морских путей вширь и ширину Казахстана с привязками к внутреннему и внешнему рынкам. Сейчас трансконтинентальные дороги, проходящие по огромной территории Казахстана, приумножили транзитно-транспортный потенциал ведущей экономики Центральной Азии.

Основные сегменты транспортного сектора Казахстана

Основными сегментами транспортного сектора Казахстана являются железнодорожный, автомобильный, морской, авиационный и трубопроводный транспорт. Эта транспортная отрасль вносит 11 процентов в национальный ВВП по состоянию на 9 февраля 2022 года. На пленарном заседании Пятого Казахстанского глобального инвестиционного круглого стола в Астане 19 октября 2022 года заместитель председателя Комитета по транспорту Казахстана Касым Тлепов сказал: За последние пять лет в транспортный сектор Казахстана было инвестировано $35 млрд, а также построено 2,5 тыс. км новых железных дорог.

Мухаммад Рафик.

Высокие расходы

Будучи не имеющим выхода к морю, Казахстан вынужден нести высокие транспортные и транзитные расходы. Например, морские контейнеры из любого города Центральной Азии в Шанхай в пять раз дороже, чем из Польши или Турцию на корабле.

Несмотря на это, Казахстан имеет огромное геостратегическое значение, огромные природные ресурсы и огромный потенциал для транзита и торговли. По сравнению с 2020 годом в 2021 году наблюдался рост на 47 процентов количества TEU (двадцатифутовая эквивалентная единица – обычная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), следующих транзитом через Казахстан. Фактически, в результате специальной военной операции в Украине перебои в основных цепочках поставок усилили транспортный и транзитный потенциал Казахстана.

Железная дорога

Железная дорога приносит 52,2 процента грузооборота, так как железнодорожный транспорт играет значительную роль в трансконтинентальных и транзитных операциях между Европой и Азией. Железнодорожный транспорт Казахстана является активной частью Евро-Азиатской транспортной связи (ЕАТС) и ее интермодальных услуг. Тогда Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), также называемый Средним коридором, является реалистичной альтернативой грузовому поезду Китай-Европа. Железнодорожные грузовые перевозки по ТМТМ осуществляют массовые товарные перевозки нефти, черных металлов, угля, зерна и других грузов. Правительство Казахстана планирует инвестировать $1,6 млрд в модернизацию железнодорожных проектов и около $4 млрд в депо, реконструкцию железнодорожных вагонов, капитальный ремонт железнодорожных локомотивов.

Сектор авиаперевозок

Сектор авиаперевозок также растет. За первое полугодие 2022 года авиакомпании Казахстана перевезли около 4,6 млн пассажиров, что на 9 процентов выше показателя предыдущего года аналогичного периода. Авиационная отрасль страны выполняет 498 рейсов еженедельно в 28 стран Европы, России, Юго-Восточной Азии и Центральной Азии. География отражает обширный размах воздушных грузов. Соглашение об открытом небе между Казахстаном и США было подписано в 2022 году для прямых пассажирских рейсов между странами.

Грузовые терминалы

Кроме того, правительство работает над увеличением грузовых терминалов. Большой потенциал для грузоперевозок имеет Международный аэропорт Алматы, где разрабатывается новый терминал с финансовым пакетом в размере $372,2 млн от Международной финансовой корпорации (IFC) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Национальный перевозчик «Эйр Астана» купит два грузовых судна в 2024 году. Правительство намерено сделать Казахстан грузовым авиаузлом между Китаем и Европой.

Новый Шелковый путь

Казахстан играет жизненно важную роль в создании Нового Шелкового пути в 21 веке. По всей стране была разработана сеть региональных, национальных и международных автомагистралей. На Казахстан приходится 70 процентов сухопутных транзитных перевозок из Китая в Европу и обратно. В ходе шестого заседания Казахстанско-Китайского Делового Совета, состоявшегося в Пекине 11 сентября 2019 года, Президент Касым-Жомарт Токаев сказал:

«Пять железнодорожных и шесть международных автомобильных маршрутов проходят по территории Казахстана, которая соединяет Китай и другие азиатские страны с Европой и Ближним Востоком. Это дает возможность доставить груз в Европу из Китая через Казахстан за 15 дней, при этом доставка морем занимает в два-три раза больше времени. А реализуемая в Казахстане государственная программа развития инфраструктуры «Нұрлы жол» вкупе с китайским проектом «Один пояс – один путь» возродит былое величие Шелкового пути».

Пояс и путь

Всего в Казахстане действует 51 мегапроект инициативы «Пояс и путь» на сумму $35 млрд, из которых $3,5 млрд инвестировано в сухой порт Хоргос. Имея доступ к более широким торговым сетям, огромную экономию в логистике и разумные доходы через логистические центры, BRI не только помогает Казахстану стать выдающимся региональным игроком, но и проникает на мировые рынки.

Три каспийских порта Казахстана открывают огромные возможности для развития интермодальных перевозок и экспедиторских услуг. В марте прошлого года Казахстан, Турция, Грузия и Азербайджан подписали декларацию о Среднем коридоре с решимостью интегрировать коридор в международную транспортную систему. Девелоперские работы в портах Актау и Курык продолжают наращивать мощности и строить верфи, причалы и дноуглубительные работы в районе порта.

Дороги

Президент Токаев рассматривает национальную программу «Нұрлы жол» как один из важнейших драйверов национальной экономики, основной целью которого является строительство и реконструкция дорог. Цель – обеспечить интеграцию Казахстана в глобальные транспортные коридоры. Согласно плану, к 2025 году планируется построить, отремонтировать и реконструировать 27 тысяч километров дорог.

Для повышения своего транспортного потенциала Казахстан всегда продолжал поиск альтернативных торговых путей.

Соглашение о транзите

Казахстан является частью Четырехстороннего соглашения о транзите и торговле (QTTA) вместе с Пакистаном, Китаем и Кыргызстаном, альтернативными воротами для Центральной Азии в теплые воды порта Гвадар, путем полного обхода Афганистана в случае нестабильности. QTTA свяжет не имеющую выхода к морю Центральную Азию с китайским регионом Синьцзян, который связан с Каракорумским шоссе в направлении морского порта Гвадар.

На встрече 27 января 2023 года в Исламабаде Посол Казахстана Ержан Кистафин и Федеральный министр торговли Сайед Навид Камар договорились о подписании Казахстанско-Пакистанского соглашения о транзитной торговле. С этой целью заключаются соглашения между Kazakh Invest и QazTrade из Казахстана и Управлением по торговле и развитию Пакистана (TDAP) и Советом по инвестициям (BOI) из Пакистанаy подписано в декабре прошлого года.

В ходе своего выступления на саммите ШОС в сентябре 2022 года Президент Токаев включил транзит и транспорт в число приоритетных направлений расширения экономического сотрудничества. По его словам, «железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран, которая предлагает кратчайший маршрут из Восточной Азии в страны Персидского залива, имеет большой потенциал. Динамично развивается транзитно-транспортное сотрудничество Казахстана со странами Центральной Азии. Мы приветствуем реализацию перспективных проектов по обеспечению взаимосвязанности стран нашего региона».

Автор – Мухаммад Рафик (Пакистан), высокопоставленный банкир из Казахстана, проявляющий большой интерес к исследованиям Центральной Азии.

Читайте также:

Инфляция выросла до 8,5% в Казахстане
13 ноября 2024 в 18:03
Служба заботы о клиентах: Kaspi предлагает казахстанцам работу в своем приложении
12 ноября 2024 в 11:55
В Минфине объяснили, для чего Казахстану многомиллиардные займы
13 ноября 2024 в 17:21
Банк ЦентрКредит и BI Group запустили ипотеку под 5%
11 ноября 2024 в 17:09
Новые меры для защиты от финансового мошенничества предлагает ввести АРРФР
13 ноября 2024 в 16:28
Где в Казахстане продают самые дешевые квартиры в 2024 году
12 ноября 2024 в 14:30
Казахтелеком бесплатно заменил 55 тысяч роутеров на новые
13 ноября 2024 в 15:58
Сильные морозы ожидаются в Казахстане
13 ноября 2024 в 08:45
Министерство туризма и спорта разработало законопроект о изменении системы отбора спортивных дисциплин
13 ноября 2024 в 15:58
Самый выгодный депозит в Казахстане в 2024 году
25 января 2024 в 09:10
Министр культуры Казахстана объяснила, почему нельзя закрывать доступ к российским медиа
13 ноября 2024 в 15:52
Один доллар за 507 тенге прогнозируют эксперты в 2025 году
11 ноября 2024 в 11:15
Министр Аида Балаева высказалась об анонимных каналах в Telegram
13 ноября 2024 в 15:44
Банки Казахстана начали скупать рубли
8 ноября 2024 в 12:04
Доллар подешевел почти на 3 тенге на дневных торгах KASE 13 ноября
13 ноября 2024 в 15:38
Нацбанк продлил срок обращения старых 5000 тенге
11 ноября 2024 в 17:23
Прекратится финансирование из бюджета страны 120 видов спорта
13 ноября 2024 в 15:38
Ходят по квартирам, снимают отпечатки: что говорит МВД
27 мая 2024 в 14:12
Депутат назвал провальными детские спортивные программы в стране
13 ноября 2024 в 15:16
Безопасность в банках и обменниках хотят повысить в Казахстане
13 ноября 2024 в 12:36
Токаев, Алиев и Мирзиёев подписали стратегическое соглашение
13 ноября 2024 в 14:54
Депутат предложил сменить руководство Национального паралимпийского комитета
13 ноября 2024 в 17:09
Какие трассы в Казахстане закрыты из-за непогоды
13 ноября 2024 в 14:39
Министр Аида Балаева высказалась о переводе времени
13 ноября 2024 в 14:08