Транспортные маршруты текут как кровь в жилах экономики. Поэтому эффективная транспортная система с геостратегической планировкой тем более важна для такой страны, как Казахстан. Транспортная система, унаследованная Казахстаном с момента обретения независимости в 1991 году, не обеспечила доступа к внешним рынкам и не сформировала единый внутренний рынок.
Фрагментация транспортных путей отражала фрагментацию экономики. Тем не менее, политики в Казахстане своевременно осознали его геостратегическое расположение между Европой и Китаем и между Европой и Южной Азией. Поэтому руководство страны не только развило потенциал Казахстана как транзитного узла, но и заложило транспортную сеть железных и автомобильных дорог, воздушных путей и морских путей вширь и ширину Казахстана с привязками к внутреннему и внешнему рынкам. Сейчас трансконтинентальные дороги, проходящие по огромной территории Казахстана, приумножили транзитно-транспортный потенциал ведущей экономики Центральной Азии.
Основные сегменты транспортного сектора Казахстана
Основными сегментами транспортного сектора Казахстана являются железнодорожный, автомобильный, морской, авиационный и трубопроводный транспорт. Эта транспортная отрасль вносит 11 процентов в национальный ВВП по состоянию на 9 февраля 2022 года. На пленарном заседании Пятого Казахстанского глобального инвестиционного круглого стола в Астане 19 октября 2022 года заместитель председателя Комитета по транспорту Казахстана Касым Тлепов сказал: За последние пять лет в транспортный сектор Казахстана было инвестировано $35 млрд, а также построено 2,5 тыс. км новых железных дорог.
Высокие расходы
Будучи не имеющим выхода к морю, Казахстан вынужден нести высокие транспортные и транзитные расходы. Например, морские контейнеры из любого города Центральной Азии в Шанхай в пять раз дороже, чем из Польши или Турцию на корабле.
Несмотря на это, Казахстан имеет огромное геостратегическое значение, огромные природные ресурсы и огромный потенциал для транзита и торговли. По сравнению с 2020 годом в 2021 году наблюдался рост на 47 процентов количества TEU (двадцатифутовая эквивалентная единица – обычная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), следующих транзитом через Казахстан. Фактически, в результате специальной военной операции в Украине перебои в основных цепочках поставок усилили транспортный и транзитный потенциал Казахстана.
Железная дорога
Железная дорога приносит 52,2 процента грузооборота, так как железнодорожный транспорт играет значительную роль в трансконтинентальных и транзитных операциях между Европой и Азией. Железнодорожный транспорт Казахстана является активной частью Евро-Азиатской транспортной связи (ЕАТС) и ее интермодальных услуг. Тогда Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), также называемый Средним коридором, является реалистичной альтернативой грузовому поезду Китай-Европа. Железнодорожные грузовые перевозки по ТМТМ осуществляют массовые товарные перевозки нефти, черных металлов, угля, зерна и других грузов. Правительство Казахстана планирует инвестировать $1,6 млрд в модернизацию железнодорожных проектов и около $4 млрд в депо, реконструкцию железнодорожных вагонов, капитальный ремонт железнодорожных локомотивов.
Сектор авиаперевозок
Сектор авиаперевозок также растет. За первое полугодие 2022 года авиакомпании Казахстана перевезли около 4,6 млн пассажиров, что на 9 процентов выше показателя предыдущего года аналогичного периода. Авиационная отрасль страны выполняет 498 рейсов еженедельно в 28 стран Европы, России, Юго-Восточной Азии и Центральной Азии. География отражает обширный размах воздушных грузов. Соглашение об открытом небе между Казахстаном и США было подписано в 2022 году для прямых пассажирских рейсов между странами.
Грузовые терминалы
Кроме того, правительство работает над увеличением грузовых терминалов. Большой потенциал для грузоперевозок имеет Международный аэропорт Алматы, где разрабатывается новый терминал с финансовым пакетом в размере $372,2 млн от Международной финансовой корпорации (IFC) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Национальный перевозчик «Эйр Астана» купит два грузовых судна в 2024 году. Правительство намерено сделать Казахстан грузовым авиаузлом между Китаем и Европой.
Новый Шелковый путь
Казахстан играет жизненно важную роль в создании Нового Шелкового пути в 21 веке. По всей стране была разработана сеть региональных, национальных и международных автомагистралей. На Казахстан приходится 70 процентов сухопутных транзитных перевозок из Китая в Европу и обратно. В ходе шестого заседания Казахстанско-Китайского Делового Совета, состоявшегося в Пекине 11 сентября 2019 года, Президент Касым-Жомарт Токаев сказал:
«Пять железнодорожных и шесть международных автомобильных маршрутов проходят по территории Казахстана, которая соединяет Китай и другие азиатские страны с Европой и Ближним Востоком. Это дает возможность доставить груз в Европу из Китая через Казахстан за 15 дней, при этом доставка морем занимает в два-три раза больше времени. А реализуемая в Казахстане государственная программа развития инфраструктуры «Нұрлы жол» вкупе с китайским проектом «Один пояс – один путь» возродит былое величие Шелкового пути».
Пояс и путь
Всего в Казахстане действует 51 мегапроект инициативы «Пояс и путь» на сумму $35 млрд, из которых $3,5 млрд инвестировано в сухой порт Хоргос. Имея доступ к более широким торговым сетям, огромную экономию в логистике и разумные доходы через логистические центры, BRI не только помогает Казахстану стать выдающимся региональным игроком, но и проникает на мировые рынки.
Три каспийских порта Казахстана открывают огромные возможности для развития интермодальных перевозок и экспедиторских услуг. В марте прошлого года Казахстан, Турция, Грузия и Азербайджан подписали декларацию о Среднем коридоре с решимостью интегрировать коридор в международную транспортную систему. Девелоперские работы в портах Актау и Курык продолжают наращивать мощности и строить верфи, причалы и дноуглубительные работы в районе порта.
Дороги
Президент Токаев рассматривает национальную программу «Нұрлы жол» как один из важнейших драйверов национальной экономики, основной целью которого является строительство и реконструкция дорог. Цель – обеспечить интеграцию Казахстана в глобальные транспортные коридоры. Согласно плану, к 2025 году планируется построить, отремонтировать и реконструировать 27 тысяч километров дорог.
Для повышения своего транспортного потенциала Казахстан всегда продолжал поиск альтернативных торговых путей.
Соглашение о транзите
Казахстан является частью Четырехстороннего соглашения о транзите и торговле (QTTA) вместе с Пакистаном, Китаем и Кыргызстаном, альтернативными воротами для Центральной Азии в теплые воды порта Гвадар, путем полного обхода Афганистана в случае нестабильности. QTTA свяжет не имеющую выхода к морю Центральную Азию с китайским регионом Синьцзян, который связан с Каракорумским шоссе в направлении морского порта Гвадар.
На встрече 27 января 2023 года в Исламабаде Посол Казахстана Ержан Кистафин и Федеральный министр торговли Сайед Навид Камар договорились о подписании Казахстанско-Пакистанского соглашения о транзитной торговле. С этой целью заключаются соглашения между Kazakh Invest и QazTrade из Казахстана и Управлением по торговле и развитию Пакистана (TDAP) и Советом по инвестициям (BOI) из Пакистанаy подписано в декабре прошлого года.
В ходе своего выступления на саммите ШОС в сентябре 2022 года Президент Токаев включил транзит и транспорт в число приоритетных направлений расширения экономического сотрудничества. По его словам, «железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран, которая предлагает кратчайший маршрут из Восточной Азии в страны Персидского залива, имеет большой потенциал. Динамично развивается транзитно-транспортное сотрудничество Казахстана со странами Центральной Азии. Мы приветствуем реализацию перспективных проектов по обеспечению взаимосвязанности стран нашего региона».
Автор – Мухаммад Рафик (Пакистан), высокопоставленный банкир из Казахстана, проявляющий большой интерес к исследованиям Центральной Азии.
Читайте также:
- Представители Казахстана и Латвии обсудили укрепление транспортно-логистических связей
- Меры по развитию автодорожной сети и транспортной инфраструктуры рассмотрели в РК
- Шымкент станет крупным транспортно-логистическим хабом для Центральной Азии, говорит премьер-министр Казахстана
- В Казахстане намерены ввести полный запрет на вывоз бензина и дизтоплива всеми видами транспорта