Возобновить программу льготного автокредитования правительство обещало еще в январе 2023 года. Однако планы изменились, как и сам механизм получения автокредитов.
1 февраля Фонд развития промышленности сообщил, что льготные автокредиты начнут выдавать с 6 февраля. Для прозрачности получения автокредита власти подготовили специальную платформу autonesie.kz. 6 февраля в 10:00 она начнет работать в пилотном режиме, сообщает Bizmedia.kz.
Что будет с ценами на авто
Перед запуском новой платформы мы узнали у экспертов, что будет с ценами на авто в ближайшее время.
Директор Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян отметил, что за восемь месяцев прошлого года по программе льготного автокредитования было продано всего 12 тыс. автомобилей. В то время как динамика последних двух лет показывает: с госпрограммой или без нее ежемесячно казахстанцы покупают в автосалонах в среднем 10-12 тыс. автомобилей. По его словам, такие данные свидетельствуют о том, что продажи по госпрограмме составляют лишь малую часть от общего рынка.
«Поэтому такие объемы по объективным причинам не могут оказывать решающего воздействия на рынок и цены. Кроме того, как сообщает оператор программы, льготным кредитом смогут воспользоваться чуть более 700 участников, а в дальнейшем – по 100 человек ежемесячно, что в масштабах рынка весьма скромно», – сказал Артур Мискарян.
Специалист считает, что для повышения эффективности программы необходимо увеличить объемы фондирования и принять ежемесячный график минимальных средств, доступных для выдачи новых автокредитов. Эти меры позволят охватить как можно больше желающих воспользоваться данной программой.
Возобновление госпрограммы никак не повлияет авторынок
Автоэксперт Евгений Кубеков также считает, что возобновление госпрограммы никак не повлияет авторынок.
«Льготное автокредитование не повлияет на рост цен авто. Цены и так растут, если учитывать нашу инфляцию, постоянные изменения стоимости на комплектующие, дефицит машин, и это независимо от льготного автокредитования. Чтобы программа хорошо работала, нужно выделять по 10 млрд тенге ежемесячно. Сейчас выделили 7,6 млрд тенге на покупку 761 автомобиля. А что такое 700 авто, если в декабре в Казахстане было продано 13 тыс.», – подчеркнул Евгений Кубеков.
Новый механизм — лотерея
По словам Кубекова, новый механизм получения льготного автокредита – как лотерея, но испытать удачу все же стоит.
Как обещают в Фонде развития промышленности, уже 6 февраля определятся первые счастливчики. После запуска платформы будет одобрена 761 заявка, в последующем ежемесячно еще по 100.
«То, что платформа будет открываться раз в месяц может повлечь бурю негодований — у кого-то не получится зарегистрироваться, кто-то просто не успеет пройти все процедуры. Да, в целом получить одобрение относительно легко при должных финансовых возможностях, но вопрос в том, дождешься ты нужный автомобиль или нет. На все процедуры дается всего лишь 60 дней, а с учетом того, что рынок еще не отошел от дефицита, достаточно сложно будет получить автомобиль за два месяца», – считает эксперт.
Поэтому он полагает, что большие ставки на программу ставить все же не стоит, поскольку, как ранее рассказали операторы, профинансировать в этом году получится всего чуть больше 2 тыс. покупателей.
Роста цен на авто не будет
Мнение коллег разделяет и эксперт авторынка Алексей Алексеев. Он заявил, что роста цен на авто в ближайшее время не будет.
«761 автомобиль – это как капля в море. У нас годовой объем продаж – около 120 тыс. авто, но и этого недостаточно для обновления автопарка. Нам нужно гораздо больше автомобилей», – сказал Алексей Алексеев.
По его словам, в Казахстане уже на протяжении нескольких лет наблюдается дефицит автомобилей. Он напомнил, что еще в начале 2022 года, когда многие бренды ушли с российского авторынка, все поехали в Казахстан, из-за чего казахстанцы столкнулись с очередями. Поэтому получить авто за 2 месяца, как указали операторы программы, навряд ли получится.
«60 дней – это условный срок. Я думаю, что некоторые поставки будут доходить и до полугода. Но зависеть это будет не от дилера, так как под льготное кредитование подпадают авто, собранные в Казахстане. Поэтому сроки будут зависеть от поставок, которые делает головной бренд. Но дело в том, что головные бренды обеспечивают прежде всего приоритетные рынки. Казахстан в этот список не входит из-за того, что у нас маленький рынок», – пояснил Алексей Алексеев.
Директор Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян напротив, заявил, что обозначенные сроки являются четким обязательством со стороны производителей и дилеров, поскольку речь идет о социальном проекте и поставках автомобилей обозначенного ценового сегмента.
Напомним, что мы уже публиковали подробную инструкцию о том, как подать заявку на льготный автокредит. Ознакомиться с ней можно по ссылке.
Читайте также:
- Банки Казахстана назвали условия для получения льготного автокредита
- Что будет с теми, кто ранее встал в очередь на получение льготного автокредита
- В АКАБ рассказали, какие авто будут доступы по программе льготного автокредитования
- Ускенбаев об автокредитовании: «В 2023 году машин всем хватит»
- Министр пообещал разобраться с требованиями салонов по 30% предоплате по льготному автокредитованию
- Какие машины можно взять в кредит под 4% в Казахстане