Беспрецедентные социальные волнения, потрясшие Казахстан год назад, вновь подтолкнули его правительство к разработке повестки дня для ускорения процесса диверсификации экономики страны.
Зависимость и волатильность
На нефтегазовый сектор Казахстана в настоящее время приходится почти половина ВВП страны и около 70 процентов ее экспорта. Этот сектор генерирует более трети бюджетных доходов Казахстана. Учитывая эту зависимость от доходов от нефти и газа, очевидно, что высокая волатильность мировых цен на энергоносители создает значительные риски для экономики.
Способствует к вызовам, с которыми сталкивается экономика, относится факт что наиболее значительная экономическая деятельность в Казахстане сосредоточена в отраслях, которые не являются трудоемкими и, следовательно, на которых занято относительно небольшое количество людей. В то время как ненефтяные сектора, такие как сельское хозяйство, строительство и торговля, имеют высокий потенциал занятости, они часто используют незарегистрированную рабочую силу для сезонных краткосрочных контрактов. Хотя рабочих мест в этих секторах может быть более много, заработная плата, льготы и гарантии занятости на этих должностях несопоставимы с условиями на рабочих местах, предлагаемых в нефтяной промышленности.
Как появилась зависимость Казахстана от сырья
Сильная зависимость Казахстана от добывающих отраслей имеет исторические корни. В советское время Казахстан был интегрирован в централизованную систему СССР как узкоспециализированный поставщик сырья. Он также служил местом для тяжелой промышленности и в качестве площади для сельскохозяйственного производства. Советская структура производства и неудобная транспортная инфраструктура сделали Казахстан чрезвычайно зависимым от других республик в отношении ненефтяных продуктов, таких как химикаты, машины, продукты питания и товары, производимые легкой промышленностью.
Когда Советский Союз распался в 1991 году, Казахстан вместе с четырнадцатью другими республиками встал на новый и неизвестный курс в качестве независимого государства. Столкнувшись с экономическим хаосом, Казахстан не мог позволить себе перестроить свою промышленную структуру и инвестировать в отрасли, которые не смогли справиться с импортной конкуренцией — такие как машиностроение, производство строительных материалов, химическое производство, легкая промышленность и тому подобное. Вместо этого страна сосредоточилась на развивающихся секторах, таких как нефть и газ и черная и цветная металлургия.
Эти отрасли смогли относительно быстро привлечь большие потоки прямых иностранных инвестиций, воспользоваться возросшими экспортными возможностями, быстро привлечь денежные средства, поддержать развитие страны и поддерживать уровень жизни населения. С тех пор большая часть экономического роста Казахстана по-прежнему основана на эксплуатации его природных ресурсов.
Первая диверсификация
Однако периодические спады цен на нефть и другие сырьевые товары повысили уязвимость Казахстана к внешним потрясениям и ограничили доходную базу страны. Например, в 1998 году, после экономического коллапса в России и резкого падения цен на нефть и металлы, реальный ВВП Казахстана сократился на 2,5 процента. Это снижение произошло после того, как Казахстан, казалось, оправился от первых трудных лет массового спада в экономическом производстве. В 2014 году очередной нефтяной шок оказал большое влияние на экономические и инвестиционные перспективы Казахстана, вынудив Национальный банк девальвировать валюту, а правительство сократить расходы на важные социальные программы.
Эти вызовы подчеркнули необходимость того, чтобы Казахстан разработал четкую политику, способствующую более диверсифицированному росту и снижению своей зависимости от добывающих отраслей. По оценкам Азиатского банка развития, последовательные реформы в ключевых ненефтяных секторах, таких как сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, нефтесервисные услуги и транзитная торговля, могут повысить темпы роста Казахстана на 2,1 процента в год. Осуществление этих реформ будет чрезвычайно важно, учитывая цель правительства по достижению годовых темпов роста на уровне 4-5 процентов.
Некоторые из первых попыток диверсификации казахстанской экономики можно проследить до 1997 года, когда власти создали Национальный совет по устойчивому развитию. Совет был государственным органом, направленным на определение того, как Казахстан должен использовать любые нефтяные непредвиденные доходы для диверсификации экономики. В 2001 году правительство создало «нефтяной фонд», Национальный фонд Республики Казахстан, для хранения дополнительных доходов от добывающих отраслей страны. Основными задачами фонда были стабилизация доходов бюджета и финансирование инфраструктурных и социальных проектов.
Вторая попытка диверсификации
В 2003 году, чтобы увеличить инвестиции в ненефтяные сектора, правительство выбрало путь принятия государственной промышленной политики. Во-первых, правительство объявило о двенадцатилетнем плане, под названием «Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы». План, который был разработан для достижения экономической диверсификации за счет продвижения целевых отраслей, поставил очень амбициозные цели, такие как поддержание среднегодовых реальных темпов роста производства на уровне 8 процентов в течение двенадцатилетнего периода.
В качестве основы стратегии правительство основало пять агентств, которые должны были способствовать инвестициям в ненефтяные сектора. К таким ведомствам относятся, в частности, Инвестиционный фонд и Национальный инновационный фонд, которые должны были финансировать технологические проекты и помогать минимизировать риски для частных инвесторов. Эти учреждения также были предназначены для развития «технологических кластеров» в таких отраслях, как пищевая промышленность, металлургия, машиностроение и текстиль.
Эксперимент Казахстана с разработкой стратегических планов и государственных программ продолжился в 2010 году, когда правительство приняло Государственную программу ускоренного индустриально-инновационного развития. Программа была разработана для повышения конкурентоспособности экономики и содействия ее диверсификации путем инвестиций в инфраструктуру и обучение. В 2012 году правительство приняло Стратегию до 2050 года, в которой оно изложило стратегическую цель по превращению Казахстана в экономику, основанную на знаниях, движимую частным сектором. Цели, связанные с диверсификацией и технологическим развитием с тех пор были подтверждены в многочисленных среднесрочных стратегических планах, принятых правительством Казахстана.
Эра Токаева и цифровой Казахстан
В эти дни надежды Казахстана на диверсификацию экономики возлагаются на Президента Касым-Жомарта Токаева. С момента вступления в должность более трех лет назад Токаев, бывший дипломат, позиционирует себя как политический и экономический реформатор. Его подход включал в себя попытки развить предпринимательскую культуру и попытаться заложить основу для экономики, основанной на новых технологиях. В частности, во время его первого срока была запущена инициатива «Цифровой Казахстан». Данная программа рассматривается как способ трансформации казахстанской экономики и увеличения инвестиций в высокотехнологичный сектор.
После переизбрания Токаева в 2022 году правительству также было поручено провести реформы в сельском хозяйстве, секторе, который все еще нуждается в значительных инвестициях. В январе 2023 года премьер-министр Алихан Смаилов и члены его кабинета посетили регионы и провели ряд конференций на тему улучшения инвестиционных возможностей для аграрных общин. Несмотря на радужный характер официальных показателей, которые утверждают о почти двузначных темпах роста сельскохозяйственного производства, этот сектор по-прежнему остается маргинальным источником экономической активности и лишь незначительным вкладчиком в экспорт страны.
Согласно последним данным Economist Intelligence Unit, в 2021 году годовой темп производства сельскохозяйственной продукции снизился на 2,9 процента (в реальном выражении). Хотя в 2022 году он вырос на 3,0 процента, аграрный сектор по-прежнему не играет ключевой роли в дальнейшем экономическом развитии и диверсификации для Казахстана. Это отсутствие влияния несмотря на то, что он является одним из крупнейших работодателей в стране, где работает более 12 процентов казахстанской рабочей силы.
Производственный потенциал Казахстана
Производственный потенциал Казахстана является еще одной областью, где страна хочет видеть прогресс.
Во время недавнего заседания Кабинета министров 11 января министр национальной экономики Алибек Куантыров дал позитивный прогноз для производственного сектора. Он привел высокие темпы роста для многих ненефтяных отраслей промышленности, таких как производство продуктов питания, машиностроение, автомобилестроение, производство электрооборудования, химическое производство и легкая промышленность. Хотя цифры роста в этих областях могут показаться впечатляющими, отрасли, производящие товары в Казахстане, как и его сельскохозяйственный сектор, на самом деле вносят очень небольшой вклад в экономический рост и экспорт страны.
Заключение
Согласно последним данным, опубликованным Economist Intelligence Unit, по сравнению с 66-процентной долей добычи полезных ископаемых в общем объеме казахстанского экспорта, доля на продукты питания составляет всего 6,2 процента, а химическая промышленность вносит всего 5,2 процента в экспорт страны. Между тем, в структуре импорта Казахстана в значительной степени преобладают продукты ненефтяных отраслей, таких как машины и оборудование (40,6 процента от общего объема импорта), химикаты (16,2 процента) и продукты, созданные другими отраслями с высокой добавленной стоимостью.
В целом, становится ясно, что экономика не может по-настоящему процветать без сильного, разнообразного и инновационного производственного сектора и сельскохозяйственного сектора, который не только может поставлять доступные товары для внутреннего рынка и соседних стран, но и обеспечивать рабочие места для большинства населения Казахстана.
Правительство осознает, что риск дальнейших социальных волнений остается высоким, и такие беспорядки могут быть легко вызваны, если правительство не инициирует реальные реформы для содействия более диверсифицированному росту экономики и предоставления стимулов для инвестиций в ненефтяной сектор.
Автор является аналитиком со степенью магистра экономики Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, и более чем 20-летним опытом работы в правительстве Казахстана. Она специализируется на макроэкономике, товарных и финансовых рынках, экономической и социальной политике в Казахстане и во всем мире.