АСТАНА — Спустя почти три года после блокировки, пассажиропоток на воздушном транспорте демонстрирует стабильный рост по сравнению с 2021 годом и предпандемическим 2019 годом. По итогам первых 11 месяцев 2022 года казахстанские авиакомпании перевезли 9,9 миллиона человек, что на 15 процентов больше по сравнению с 2021 годом.
«Мы ожидаем, что по итогам 2022 года пассажиропоток превысит 10 миллионов пассажиров, впервые за время независимости Казахстана», — сказал в интервью Bizmedia Талгат Ластаев, председатель Комитета гражданской авиации.
Внутренние рейсы осуществляют пять авиакомпаний — Air Astana (включая FlyArystan), SCAT, Qazaq Air, Southern Sky и Жетысу. С января по ноябрь внутренние авиалинии перевезли 7,0 млн. человек на внутренних рейсах и 2,9 млн. человек на международных рейсах.
«Мы продолжаем совершенствовать и укреплять авиационную безопасность», — сказал Ластаев. «Мы также намерены расширять географию полетов, учитывая наши высокие показатели безопасности полетов среди стран региона». Объем внутренних перевозок на допандемическом уровне полностью восстановлен и превысил 687 рейсов в неделю по 57 маршрутам. Международные рейсы выполняются между 30 странами по 108 маршрутам с частотой 477 рейсов в неделю были возобновлены.»
Рейсы выполняются в Турцию, ОАЭ, Узбекистан, Грузию, Таджикистан, Туркменистан, Россию, Кыргызстан, Беларусь, Германию, Египет, Южную Корею, Нидерланды, Польшу, Армению, Великобританию, Мальдивы, Таиланд, Азербайджан, Катар, Кувейт, Саудовскую Аравию, Монголию, Индию, Иран, Черногорию, Италию, Китай, Вьетнам и Сейшельские острова.
В 2022 году возобновились полеты в Туркменистан, Египет, Великобританию, Монголию, Иран и Китай.
Также были открыты новые рейсы в семь стран с частотой 25 рейсов в неделю. Санкт-Петербург авиакомпанией SCAT, Алматы — Ашхабад авиакомпанией Туркменхавеллары.
Также на пять лет (до 26 декабря 2027 года) продлен режим открытого неба.
Весной-летом будут открыты рейсы в Доху и Медину, а также увеличены рейсы по таким популярным направлениям, как Стамбул, Баку, Тбилиси, Пхукет и Мале. Кроме того, «Эйр Астана» рассматривает возможность запуска рейса Алматы — Тель-Авив в среднесрочной перспективе.
«Для нас было сложной задачей реорганизовать полеты с началом специальной военной операции и закрытием воздушного пространства Украины и России. Мы сразу же перестроили работу аэронавигационной службы, что принесло дополнительные возможности нашей стране. Оперативно были организованы гуманитарные и репатриационные рейсы для наших граждан во время пандемии и других чрезвычайных ситуаций», — сказал Ластаев.
Реконструкция аэропортов Уральска и Костаная была завершена в прошлом году.
Комитет гражданской авиации работал над реформированием отрасли гражданской авиации и переходом на европейскую модель управления в течение двух-трех лет. В результате Авиационная администрация Казахстана теперь выполняет контрольно-надзорные функции в отрасли гражданской авиации. Это помогло «повысить эффективность контроля и надзора и предотвратить коррупцию».
Казахстан повысил уровень безопасности полетов с 73 процентов до 84 процентов, что на 15 процентов выше среднемирового показателя в 2021 году, согласно аудиту, проведенному в рамках миссии Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
«Мы продолжаем тесное сотрудничество с ИКАО и Европейским агентством авиационной безопасности (EASA)». Агентство также приветствовало усилия Казахстана по повышению безопасности полетов. Казахстанские авиакомпании не имеют каких-либо ограничений на полеты в европейские страны. Полеты осуществляются в рамках существующих межправительственных соглашений о воздушном сообщении», — сказал он.
Комитет также планирует усилить ответственность авиакомпаний в случае задержек рейсов. Поправки будут включать обязательное уведомление о задержке рейса и правах пассажира, штраф в размере 3% за любое изменение расписания, инициированное авиакомпанией, право на полный возврат денег или перебронирование билетов в случае задержки рейса на пять и более часов.
Снятие COVID и других ограничений на поездки по всему миру вызвало резкое увеличение спроса на авиаперевозки.
Ластаев отметил, что дефицит авиационного топлива на внутреннем рынке является вызовом для развития гражданской авиации. Кроме того, авиакомпании не могут удовлетворить растущий спрос на открытие новых международных рейсов из-за нестабильной ситуации на рынке авиационного топлива.
«Мы наблюдаем ежегодный рост потребления авиационного топлива. В этом году прогнозируемое потребление ожидается на уровне 1 млн тонн, при этом 700 000 тонн будет произведено отечественными НПЗ. Оставшийся объем (дефицит) планируется покрыть за счет импорта. Основные объемы отечественного авиатоплива в приоритетном порядке направляются отечественным авиакомпаниям, осуществляющим пассажирские перевозки, в первую очередь для предотвращения перебоев», — сказал он.