Выступление Генерального прокурора Берика Асылова в Мажилисе Казахстана 5 января 2023 года по поводу январских беспорядков, сообщает Bizmedia.kz.
Январская трагедия потрясла всю страну и стала важным уроком для всех нас. Выступление перед вами – это возможность донести до широкой аудитории объективную картину произошедшего и дать правовую оценку. На сегодня следствием полностью восстановлена хронология событий.
Установлены ключевые организаторы, в том числе из числа криминалитета и высших должностных лиц.
- Идентифицированы все погибшие, выяснили причины их смерти.
- Продолжается поиск оружия.
- Преступников привлекаем к ответственности, в том числе тех, кто предал интересы службы и не обеспечил безопасность граждан.
- Завершаем дела о пытках.
Это наглядно показывает, насколько в те дни наша священная Независимость была под угрозой. Во многих крупных городах здания охвачены огнем и разрушены.
Существенной опасности была подвергнута главная ценность государства – человеческие жизни.
Только в результате решительных действий Президента, удалось преодолеть кризис и сохранить государственность.
О митинге
Без уведомления акимата организаторы собрали тысячи людей. Через мессенджеры «Ватсап» и «Телеграмм» координировался сбор и передвижение участников беспорядков.
В Алматы за считанные часы число участников одной группы увеличилось до 5,5 тысяч. Аналогично в Жамбылской области – количество участников в чате выросло до 4 тысяч. Затем сработал «эффект толпы» и люди стали оказывать неповиновение и сопротивление полиции, поджигать, грабить и применять насилие.
Это уже уголовные преступления. Специально для этого в Алматы приезжала молодежь из соседних областей. Дальше события развивались еще хуже.
Атаки на акиматы и госучреждения
Фактически в один день – 5 января в 8 регионах атаке подверглись акиматы. Для участников беспорядков они были целью №1. Они хотели их захватить как символы власти.
В ночь на 5 января атакующие ворвались в здание акимата Алматы. Буквально через час начался штурм здания акимата Шымкента. В тот же день, в 15 часов преступники стали нападать на здания областных акиматов в Атырау и Кызылорде.
Примерно в это же время в Алматы нападающие подожгли акимат и переключились на здание резиденции Президента.
Захват оружия
Были разграблены охотничьи магазины «Анна», «Корган» и «Алпамыс», затем на автомашинах они перевезли оружие на площадь и стали раздавать его митингующим. С целью захвата оружейных комнат, совершались нападения на Алматинский Департамент и отделения полиции. В 18 часов были захвачены здания областных акиматов в городах Талдыкорган и Актобе, а также акимата города Семей.
Ночью, после неоднократных атак нападавшие завладели зданием акимата Жамбылской области. Кроме того, вечером 5 января, почти в одно время были захвачены международные аэропорты городов Алматы и Актобе. То есть самая опасная ситуация сложилась в южной столице.
Органы не могли оказать сопротивления
Сдерживать огромное количество участников протеста силы правопорядка физически не могли.
Тем более по большей части сотрудники не были вооружены, до последнего применяли только спецсредства – водометы, резиновые дубинки и другие. Хотя к этому времени 100 сотрудников правопорядка получили ранения, в том числе огнестрельные. А один офицер заживо сгорел при пожаре городского акимата.
Первое применение оружия
Первый раз боевое оружие силовики применили около 16.00 часов 5 января при обороне Резиденции Президента. И далее оружие применялось силовиками при отражении атак на здания полиции, акиматов, других объектов, то есть когда беспорядки перешли в насильственную фазу.
Затем, при «зачистке» городов от вооруженных боевиков. То есть, огонь по нападавшим был открыт задолго до известного выступления Президента страны. Все дискуссии по этому поводу намеренно уводят в сторону общественное мнение.
Есть прямые нормы законов:
- о правоохранительной службе;
- о Национальной гвардии;
- противодействию терроризму, которые позволяют применять боевое оружие для отражения нападения, при угрозе жизни и здоровью людей.
Именно такая опасная обстановка и складывалась днем 5 января и сохранялась вплоть до 8 числа — до локализации обстановки.
Погибшие
Всего в ходе столкновений, при отражении атак, в период действия режима чрезвычайного положения и антитеррористической операции умерло 238 граждан.
Среди них 41 человек были ранее судимые.
Количественные данные о погибших достоверны, перепроверены в рамках проведенных расследований, в их числе:
- 67 признаны нападавшими, то есть подозреваемыми в участии в массовых беспорядках;
- 142 являются нарушителями режимов чрезвычайного положения и антитеррористической операции;
- 4 погибли при совершении иных преступлений.
Самое большее количество погибших – 151 человек в Алматы. Многие – при нападении на Резиденцию Президента.
Аналогичные жертвы имели место в городах Кызылорда (26), Шымкент (20) и Тараз (17).
Преступления
Всего по преступлениям, совершенным в январские дни начато 5 300 уголовных дел. Большая часть расследовалась МВД (4 623). В основном, это убийства, кражи, разбои, хулиганства и хищения оружия.
КНБ вело следствие по делам о госизмене, попыткам захвата власти и получению взятки в особо крупном размере. Министр внутренних дел и Председатель Антикоррупционной службы могут доложить по своим делам.
Расследование
Результаты расследования межведомственной группы под руководством спецпрокуроров.
Прокуратура работала по 4 направлениям:
- по участникам и организаторам беспорядков;
- по актам терроризма;
- по действиям отдельных руководителей силовых ведомств;
- расследовали пытки.
Здесь Асылов сразу пояснил, в чем различие массовых беспорядков от актов терроризма.
И в том и другом случае идет насилие, погромы, поджоги и сопротивление властям. Однако беспорядки носят стихийный характер.
В свою очередь, террористические акты имеют конкретную цель — устрашить население и намеренно парализовать деятельность госорганов.
Согласно Уголовному кодексу к террористическим преступлениям, наряду с актом терроризма (ст. 255 УК), относятся:
- пропаганда терроризма (256 УК);
- нападение на здания, средства сообщения и связи или их захват (ст. 269 УК),
- захват заложников (261 УК) и другие.
Уголовные дела
Всего в производстве спецпрокуроров находилось 720 уголовных дел. По этим делам задержаны 25 лиц, состоящие в запрещенных экстремистских движениях. Арестованы 42 члена организованных преступных групп.
Кроме того, среди подозреваемых 8 приверженцев деструктивных религиозных течений. 126 лиц ранее судимы за убийства, кражи, грабежи и разбои.
В основной массе участники беспорядков – это молодые люди в возрасте до 35 лет.
Кроме этого, подозреваемыми в участии в массовых беспорядках и других преступлениях такжы признаны иностранцы.
Среди них — граждане Узбекистана, России, Киргизии и Таджикистана.
Осужденные
В их числе 2 дела – по фактам совершения терактов.
В Кызылорде Кудайбергенов отобрал машину военнослужащего и совершил наезд на оцепление военных, в результате погиб Кайсаров.
В Таразе Бекболов участвовал в нападении на здание акимата, призывал стрелять в головы полицейским и военным.
На данный момент установлено 18 организаторов массовых беспорядков.
Дела в отношении 13 из них уже в суде.
В целом, следствию предстояло ответить: как координировались действия погромщиков, кто был организатором и какие у них были цели?
Вспоминая те дни
Асылов отметил, в январе ситуация в стране была очень сложной. Уже сейчас понятно, что сплоченность нашего общества, специально расшатывалась по заранее отработанным сценариям. В тот период многие были недовольны неравенством и жаждали справедливости. Нужен был только удобный повод.
Им оказался рост цены на газ.
Протесты подхватили в других городах, где о газе все забыли и стали уже выдвигать радикальные требования. Все это привело к трагедии, к человеческим жертвам.
Была попытка госпереворота и дело Масимова
Как вы знаете, уголовное дело в отношении экс-руководителей КНБ расследовалось под грифом «совершенно секретно». Засекретили материалы, так как они содержат государственную тайну.
В деле есть сведения, касающиеся внешнеполитической, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Их разглашение может нанести ущерб интересам национальной безопасности.
Уголовное дело сейчас на рассмотрении в суде.
Экс-Председатель КНБ Масимов и его бывший заместитель Садыкулов преданы суду:
- за госизмену;
- действия, направленные на насильственный захват власти;
- и превышение должностных полномочий.
Экс-заместитель Ергожин обвиняется в совершении:
- действий, направленных на насильственный захват власти;
- и превышении должностных полномочий.
Еще одному бывшему заместителю Осипову, а также другим руководителям подразделений КНБ вменяется превышение полномочий.
Иную информацию раскрыть Асылов не смог. Конкретные детали заговора озвучить не вправе.
Он смог лишь сказать, что весь 2021 год, скрытно шла подготовка исполнителей для применения радикальных мер. В числе исполнителей были организованные преступные группы. Они набирали людей, вооружались, закупали рации и транспорт. Следствием установлено, что отдельные силовики курировали эту подрывную работу.
Дикий Арман
К примеру, по версии следствия в Алматы особая роль отводилась Джумагельдиеву (т.н. «Дикий Арман»).
Он должен был организовать беспорядки, взять под контроль толпу, создать т.н. «народный совет» для выдвижения единых ультимативных требований к властям.
В этом ему активно помогали экс-депутат маслихата Алматы, а также активный член криминальной группы Махатов, который вооружал бандитов, организованно прибывавших в гостиницу «Казахстан» в Алматы.
Однако, возглавить массовые протесты им не удалось. Люди за ними не пошли.
Для этих целей 6 января они из разных точек похитили, избивали и удерживали 24 случайных граждан в паркингах гостиниц «Ritz Carlton» и «Казахстан».
В последующем, их доставили на окраину города и поместили на ночь в контейнер под вооруженную охрану сотрудников КНБ. Затем их перевезли в аэропорт, где один человек – Отепбаев скончался от пыток.
Следствие по данным фактам нами окончено. Сейчас идет ознакомление.
Превышение власти
В самый пик беспорядков почти весь личный состав Департаментов КНБ Алматы, Алматинской и Кызылординской областей покинул свои здания.
По данным следствия 5 января поступило письменное указание заместителя Председателя КНБ Садыкулова о готовности личного состава к оставлению здания.
По указанию Масимова оставили здания ДКНБ Алматы и Кызылординской области. Также по команде руководства были оставлены здания Департаментов полиции Алматинской и Жамбылской областей.
В их руки попал целый арсенал – почти 3 тысячи единиц автоматов, пистолетов, снайперские винтовки и десятки тысяч боеприпасов. То есть по вине этих руководителей самое опасное нарезное оружие оказалось у погромщиков.
До настоящего времени не известно местонахождение почти 2 тысяч единиц оружия. По данным фактам превышения власти спецпрокурорами следствие завершено.
Уголовные дела в отношении экс-руководителей 3 региональных Департаментов КНБ, Департамента полиции Алматинской области и других лиц направлены в суды.
Сейчас идут судебные разбирательства.
Степень их виновности и меру наказания определит суд.
В отношении экс-начальника ДП Жамбылской области уголовное преследование прекращено за смертью лица (застрелился — прим. авт.).
Дело Бектанова
Кроме того, в военном суде продолжаются слушания по делу экс-Министра обороны Бектанова.
Следствие считает, что в период ЧП он отдал явно незаконные приказы и оставил без защиты военных стратегические объекты. Бывшим Министром обороны не приняты меры по наведению конституционного порядка в стране.
Участники беспорядков, особенно в Алматы, имели огромный численный перевес. Они прорывали оцепления, подавили силы полиции и Нацгвардии, терроризировали население.
В итоге, от рук преступников погибли люди, разграблены и сожжены города. Поэтому Бектанов обвиняется в превышении власти, совершенном в боевой обстановке (ст.451 ч.3 УК).
Окончательную правовую оценку его действиям и меру наказания определит суд.
Пытки
Лица, применявшие пытки, как поручил Президент, вне зависимости от чинов и положения понесут заслуженное наказание. Всего по заявлениям граждан о пытках возбуждено 329 уголовных дел.
Основная их часть находилась в производстве Антикоррупционной службы. Специальные прокуроры расследовали уголовные дела в отношении 34 сотрудников полиции и КНБ.
В суд направлены дела о пытках 24 лиц в здании полиции Алматинской области.
А также 3 граждан (Радченко, Бекжанов, Анафияев), которых пытали в ИВС Алматы и здании отдела полиции Бостандыкского района.
Кроме того, завершено расследование по факту смерти в результате пыток:
- Мукашева в Талдыкоргане;
- Отепбаева в Алматы;
- Жотабаева в Семее.
После ознакомления с материалами, направим их в суд.
Суды и амнистия
В целом, по «январским событиям» судами рассмотрены дела в отношении 1 221 лица, из них осуждено 1 205 граждан.
Амнистия применена в отношении 1 095 лиц. В частности, судами сокращены сроки наказания 1 001 осужденному за тяжкие преступления.
Расследования
Сейчас на стадии следствия находится 127 уголовных дел в отношении 315 лиц. По ним следственно-оперативные мероприятия продолжаются. Результаты расследований обязательно доведем до общественности.