Цифровой тенге (ЦТ) составит около 6,2% экономики Казахстана. Об этом сообщил Бинур Жаленов, председатель «Центра развития платежей и финансовых технологий Национального банка» в ходе 10-го Конгресса финансистов Казахстана. Он рассказал о преимуществах использования цифрового тенге, включая его скорость, безопасность и простоту использования, сообщает Bizmedia.kz.
Презентация Жаленова основана на результатах двух фаз пилотного проекта Цифрового тенге. Первая фаза была завершена в декабре, а вторая находится в стадии реализации. Поэтому она содержит важные содержательные моменты, касающиеся ЦТ.
Жаленов заявил, что государственные расходы могут быть более эффективными, если они заскриптованы — направлены на определенные операции, например, на родительский контроль. Ограничение по времени, кто может снимать деньги и так далее. Такая программируемость сделает государственные расходы более эффективными.
Также спикер отметил, что процесс внедрения Цифрового тенге займет около трех лет — это будет постепенный процесс.
Бинур Жаленов
Уже проведено полное тестирование жизненного цикла цифровых тенговых транзакций, в ходе которого живые пользователи смогли протестировать ее. Тест длился 5 дней и включал 3 594 транзакции.
Безопасность Цифрового тенге
Жаленов сказал, что важно научиться отслеживать транзакции таким образом, чтобы повысить эффективность расходования средств и одновременно защитить анонимность граждан. Он подчеркнул, что в задачу правительства не входит создание инструмента наблюдения для всех граждан.
В частности, он пояснил, что пособия будут переведены в формат Цифрового тенге, а он, в свою очередь, будет нацелен на отечественных производителей. Как только человек потратит деньги и они поступят на счет МСБ, государство перестает их отслеживать.
Цифровой тенге: риски
Жаленов затронул и возможные риски, связанные с цифровым тенге. Один из таких рисков заключается в том, что из банковской системы может уйти слишком много ликвидности. Это может иметь негативные последствия для экономики в целом.
Докладчик отметил, что важно построить ЦТ так, чтобы он был доступен для граждан, но при этом не слишком много денег утекало из банков.
Глава ЦРПФТ НБ заявил, что они не видят существенных рисков для финансовой стабильности страны, но понимают, что потрясения возможны. Они объяснили, что если что-то пойдет не так с банковской организацией, люди быстро переведут свои средства в цифровые деньги. Вот почему важно иметь инструменты регулирования для контроля таких потоков.
Правительство планирует ввести ограничение на сумму средств, которые пользователи могут переводить между электронными деньгами и Цифровым тенге, чтобы снизить риск потери ликвидности.
Денежная масса
По словам докладчика, дополнительной эмиссии ЦТ не будет, и она будет осуществляться только тогда, когда потребитель, государственный орган или бизнес решит перевести часть средств в цифровой формат. Количество ЦТ в экономике будет зависеть только от спроса, и, согласно исследованию ЦРПФТ, объем Цифрового тенге составит не более 6,2% от ВВП.
Предварительные сценарные исследования показали, что оптимальный уровень цифровой валюты для финансовой стабильности должен составлять не более 10% ВВП. Пока прогнозируется, что уровень цифровой валюты в экономике составит 5,7-6,2% ВВП. При таком уровне цифровой тенге не несет рисков для финансовой стабильности Казахстана.
Инвестиции и депозиты
В докладе Жаленов говорил, что если будет принято решение о введении цифровой валюты, то она не будет конкурировать с электронными деньгами. На остатки цифровых тенге не будут начисляться проценты, то есть нельзя будет хранить цифровую валюту в качестве депозита и получать проценты. С этой точки зрения ЦТ будет ближе к наличным деньгам. Цифровой тенге будет просто средством платежа, а не способом сбережения или инвестирования.
Заключение
Окончательное решение о введении Цифрового тенге в Казахстане еще не принято, но, скорее всего, решение будет принято к концу года.
Цифровой тенге — это инструмент, который можно использовать в государственных финансах для повышения прозрачности. Однако будут ли эти преимущества использованы правительством — это отдельный вопрос.