Текущая ситуация на мировых рынках напоминает лето 2008 года. Рынки движутся к краху, система находится под давлением около 9 месяцев, но падение системного субъекта еще не настало. До краха Lehman Brothers оставалось около 2 месяцев.
Рынки движутся к краху: лето 2008
Люди в финансовом мире пытались найти любую возможность, чтобы сделать систему более стабильной. Они хотели проявить оптимизм, но процесс шел слишком быстро.
Это было похоже на снежный ком, который катится вниз по склону, увеличиваясь в размерах и скорости.
Финансовая система состоит из множества взаимосвязанных частей. Когда одна часть выходит из строя, это может вызвать проблемы у других. Это называется заражением.
В 2008 году проблема заключалась в том, что банки выдали слишком много кредитов, которые невозможно было вернуть. Это привело к возникновению большого количества безнадежных долгов, что сделало банки менее устойчивыми.
Рынки двигались к краху и планомерно падали, но каждый отскок дня порождал очередного оптимиста. Тогда многие говорили: «До первого серьезного пробоя». Однако все изменилось, когда рынки сильно провалились в первый раз.
Рынки движутся к краху: 2022
Сегодня мы имеем рухнувший долговой рынок в Великобритании. В континентальной Европе находится под давлением, причем Италия и Испания — одни из самых крупных игроков. ЕЦБ последовательно тушит пожар керосином, перенося свое QE с французских и немецких долгов на слабых участников, продавая немецкие ценные бумаги и покупая итальянские.
Волатильность на валютном рынке была высокой в течение последних пятнадцати лет. Долговой рынок в Японии начинает выходить из-под контроля, где ставки были сжаты Банком Японии до нуля. Напряженность нарастает. Сегодня утром, впервые с июня 2008 года, ставки по 10-летним казначейским облигациям превысили 4%, что оказало давление на фондовые рынки, толкнув S&P 500 вниз до 3600 — самому низкому показателю с ноября 2019 года.
Инфляционное давление продолжает расти
Инфляционное давление продолжает расти, хотя есть некоторые признаки того, что ситуация, возможно, начинает стабилизироваться после резкого обвала цен на сырьевые товары. Однако в то же время есть опасения, что инфляция становится более структурной и устойчивой. Это связано с рядом факторов, таких как снижение производительности труда, сокращение участия рабочей силы и потеря доверия к денежной системе.
Банк Англии не смог противостоять давлению, как и Европейский центральный банк (ЕЦБ) капитулировал в июле 2022 года.
Рынки немного успокоятся, возможен технический рост, основанный на ожиданиях, что ФРС капитулирует и перестанет быть защитником существующей финансовой системы.
Чем больше людей отказываются от своих денег и активов, тем меньше доверия к финансовой системе. Это только усугубит дисбаланс в системе и не приведет к снижению инфляции.
Рынки движутся к краху: тогда было по-другому
Важно отметить, что, в отличие от 2008 года, сейчас нет никаких инструментов или стабилизационных механизмов. Правительства и центральные банки наводняли систему ликвидностью в течение последних 13-15 лет, раскручивали долги, перекладывая частный долг на государственный. Сейчас нет запаса прочности и возможности наращивать долги. Сейчас все находится на пределе.
Заключение
Сравнивать 2022 год с 2008 годом некорректно, поскольку уровни долга, запас прочности и ограничения различны. В 2008 году центральные банки могли управлять денежно-кредитной политикой, но это невозможно при том высоком уровне инфляции, который мы наблюдаем сегодня. Поэтому планомерно и верно рынки движутся к краху.