Обязаны ли казахстанцы платить деньги коллекторам по законодательству? Вот четкий ответ: казахстанцы не должны отдавать им деньги. В вопросе разобрался корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Сразу отметим, что не стоит путать коллекторов и частных судебных исполнителей.
Коллектор — это специалист по возврату просроченной задолженности. Кредиторы привлекают коллекторов, если вы не возвращаете долг или не вносите обязательные платежи вовремя. Иногда коллектор действует просто как агент по поручению кредитора, настоятельно напоминая вам, что нужно вернуть заем.
Коллекторские агентства – это организации, которые специализируются на оказании услуг кредиторам по досудебному взысканию и урегулированию задолженности. Они действуют в рамках договора, который заключается между кредитором (банк, микрофинансовая организация) и агентством.
Частный судебный исполнитель (ЧСИ) принимает меры по обеспечению исполнения исполнительных документов с санкции суда, получаемой в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Им вы обязаны платить.
Должны ли казахстанцы платить деньги коллекторам за их услуги в Казахстане?
Если дело должника было передано коллекторским агентствам, то они могут взаимодействовать с заемщиком в рамках дозволенных процедур. К ним относятся:
- телефонные переговоры – только в будни с 8:00 до 21:00 и до трех раз за день;
- личные встречи – не более трех раз в неделю, но не более одного раза за сутки;
- почтовые уведомления – по месту жительства заемщика;
- сообщения – по сотовой связи и через интернет.
При обращении к казахстанцам сотрудники агентства обязаны сообщить название своей организации и кредитора, которому должен заемщик, предоставить свои данные (должность и имя).
Их цель – помочь решить вопрос долга оптимально для кредитора и должника. То есть коллекторы должны попытаться помочь заемщику найти пути решения сложившейся ситуации и вносить платежи.
Их задача – это информирование должника и поиск решения ситуации, а право приема денег в уплату долга и за свои услуги имеют только частные судоисполнители.
Также коллекторы не должны:
- угрожать арестом имущества или блокировкой денежных счетов – подобные меры могут принимать только судоисполнители с санкции суда;
- действовать анонимно – скрывать свои данные и название агентства;
- оскорблять казахстанцев.
Что делать, если коллектор нарушает ваши права?
Если коллекторы нарушают права заемщиков, то граждане могут обратиться с жалобой на их организацию.
Для этого нужно направить обращение в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (info@finreg.kz; Tal@finreg.kz) или связаться по телефону горячей линии: +7 (727) 237 1000.
- А чтобы решить вопросы взаимодействия с коллекторским агентством до судебного разбирательства, можно обратиться в Национальную палату коллекторов Казахстана. Они могут оказать содействие и предложить варианты решения.
Что делать, если вы просрочили кредит?
В мае 2021 года внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, согласно которым с 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый правовой режим урегулирования кредитными организациями проблемной задолженности заемщиков – физических лиц.
Так, кредиторы обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке по кредитам в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении банки и организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность (далее –ООМФД), должны проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться к ним и последствиях невыполнения своих кредитных обязательств, пишет «Финграмота».
Если у вас есть просроченная задолженность по кредиту, вам необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в банк или ООМФД для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.
В своем заявлении необходимо указать:
- причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках документы, подтверждающие возникшие у вас сложности;
- свои варианты по исполнению обязательств. Вы можете предложить, к примеру: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора, метода погашения, создание нового графика платежа, с учетом своего финансового положения или самостоятельную реализацию залогового имущества.
Кредитор должен ваше заявление принять, зарегистрировать и рассмотреть, и в течение 15 календарных дней предоставить ответ:
- согласиться, принимая предложенные вами изменения в условия договора;
- предоставить свои предложения по изменению условий договора;
- отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.
Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором. При недостижении взаимоприемлемого решения об изменении условий договора вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство).
Агентством в целях определения единого подхода кредиторами к урегулированию просроченной задолженности граждан определены основные случаи, при которых заемщик вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в условия договора:
- регистрация заемщика в качестве безработного в органах занятости;
- изменение социального статуса заемщика, а именно отнесение к социально уязвимым слоям населения, а равно получение статуса СУСН совместно проживающего близкого родственника, супруга (супруги) заемщика, повлиявшее на снижение среднемесячного дохода;
- временная нетрудоспособность заемщика (более 3 месяцев), связанная с болезнью;
- выход заемщика в отпуск по уходу за ребенком;
- призыв заемщика на срочную военную службу;
- семейные обстоятельства, связанные с болезнью (из числа социально значимых заболеваний) близких родственников, супруга (супруги) заемщика либо смертью;
- обстоятельства, нанесшие заемщику материальный ущерб (кража, пожар, и т. д.).
- Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен в зависимости от ситуации, повлиявшей на вашу возможность исполнять обязательства по договору на действующих условиях.
Вы должны предоставить кредитору информацию о текущем финансовом и социальном положении, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, позволяющих исполнять обязательства по договору.
Дополнительно банкам дано поручение о необходимости в обязательном порядке принятия соответствующих мер в целях урегулирования просроченной задолженности клиентов банка по выданным кредитам. Так, кредиторам необходимо:
- до обращения взыскания задолженности в судебном порядке в обязательном порядке проводить процедуру урегулирования задолженности;
- привести внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок урегулирования просроченной задолженности, в соответствие требованиям законодательства;
- обеспечить выделение отдельной горячей линии на звонки заемщиков для предоставления консультаций по вопросам урегулирования проблемной задолженности.
- В случае, если кредитор не провел работу с должником по урегулированию проблемной задолженности и обратился с иском в суд для взыскания задолженности, то суд автоматически вернет такой иск без рассмотрения, поскольку порядок досудебного урегулирования не был соблюден.
Если вам не удалось достичь согласия с кредитором, то вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в банк и недостижения взаимоприемлемого решения.
Читайте также:
- Ипотека в Казахстане — почему приходит отказ?
- Коллекторы будут выбивать долги из казахстанцев
- Куда жаловаться, если продали некачественный товар в РК
- Штраф за нарушение тишины в РК в 2022 году
- Как в Казахстане защитить свою жизнь, дом и здоровье
- Инструкция, как обезопасить ребенка от падения из окна в РК
- Где ребёнку нельзя находиться без взрослых в Казахстане
- Что делать, если вы попали под сокращение в Казахстане