22 C
Алматы
ДомойЛайфхакиКоллега по работе стал врагом. Что делать?

Коллега по работе стал врагом. Что делать?

Бизнес-издание BIZ Media KZspot_img

В Казахстане часто происходит такое, что коллега по работе становится врагом. Из-за этого работать бывает невыносимо даже в любимом деле. Но нужно понимать, что выход есть. Нужно лишь знать «где».

Корреспондент Bizmedia.kz нашел для вас несколько очень полезных советов. Часть из них мы позаимствовали у наших коллег из bbc.com.

Наши отношения с коллегами по работе простираются от дружбы до ненависти, а порой совмещают в себе и то и другое. В английском языке даже появилось новое слово «frenemy» — нечто среднее между «friend» («друг») и «enemy» («враг»). Что происходит в этой двусмысленной серой зоне офисных отношений и почему она возникает?

У многих из нас есть искренние друзья, общение с которыми делает каждый рабочий день чуточку веселее, и не менее искренние враги, по какой-то причине (или вовсе без причины) старающиеся максимально отравить нам жизнь. Но кто эти люди, которые занимают место где-то посередине?

Такие товарищи по работе способны сочувственно выслушать ваши жалобы, а потом сплетничать за вашей спиной. Или вступиться, когда вас критикуют, и при этом, глазом не моргнув, присвоить себе все заслуги от совместного проекта.

Они и помогают, и вредят. Короче, они — «френеми», «друзья-враги».

В прошлом психологи склонны были видеть отношения в коллективе в черном или белом свете, игнорируя многочисленные промежуточные состояния. Но недавние исследования говорят, что «друзья-враги» не меньше, а то и сильнее влияют на наше моральное самочувствие, поведение и здоровье.

Если мы разберемся в этих сложностях, то сможем разумнее выстраивать отношения в офисе и избегать стрессов.

Исследования

О пользе дружбы написаны горы научной литературы. Добрые отношения с окружающими повышают самооценку, помогают легче справляться с трудностями, уменьшают риск психических и физических расстройств и даже преждевременной смерти.

Неудивительно, что плохие отношения оказывают противоположный эффект. Общение с коллегами или родными, которые постоянно нас обижают, вредит здоровью.

Но лишь в последние 10 лет или около того ученые занялись тем, как влияют на нашу жизнь люди, которые сегодня нам — друзья, а завтра — враги, или наоборот.

Участникам исследований предложили оценить по шестибалльной шкале, насколько их поддерживают, или, наоборот, выбивают из колеи контакты с тем или иным знакомым.

В результате выяснилось, что знакомые каждого человека делятся на три группы. По определению профессора психологии и неврологии американского университета Бригама Янга Джулианы Холт-Лунстад, друзья — это те, чье позитивное воздействие люди оценивают двумя баллами и выше, а негативное — не более чем одним баллом. С врагами обстоит ровно наоборот. Получившие в обеих категориях по два и больше баллов — амбивалентные персоны.

Опираясь на эту оценку, Холт-Лунстад и другие исследователи смогли установить, чем отношения с «друзьями-врагами» отличаются от всех прочих.

По наивности можно предположить, что они дают нулевой эффект: польза и вред уравновешивают друг друга. Но это не так.

Коллега по работе. Bizmedia.kz
Коллега по работе стал врагом. Что делать?

В ходе многочисленных экспериментов на протяжении 10 лет Холт-Лунстад выяснила, что общение с «друзьями-врагами» чаще вызывает стресс и приводит к риску развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Проблема в их непредсказуемости. Сегодня человек вас хвалит и поддерживает, а что будет завтра, неизвестно. Вы как бы все время находитесь в подвешенном состоянии.

Неожиданная враждебность или равнодушие ранят сильнее, чем когда исходят от явных недоброжелателей.

Холт-Лунстад считает, что «друзей-врагов» у каждого примерно столько же, сколько друзей, и удивляется тому, что многие социологи и психологи игнорируют это обстоятельство.

"Важность качества людских взаимоотношений признается всеми, но их продолжают воспринимать как однозначное противостояние плохого и хорошего, - говорит ученая, недавно опубликовавшая статью, в которой она суммировала итоги своей работы. - Влияние контактов смешанного типа на здоровье и благополучие недооценивается".

«Друзья-враги» на работе 

Феномен «заклятых друзей» в целом исследован недостаточно, а понимания их роли в офисной политике еще меньше. И это прискорбно, потому что многие профессии способствуют возникновению и поддержанию именно таких отношений.

"Организации часто вынуждают нас иметь дело с людьми, с которыми мы не стали бы общаться вне работы", - замечает доцент университета штата Северная Каролина Шимул Мелвани, изучающая атмосферу в трудовых коллективах.

Негатива добавляет конкуренция. Вы можете считать коллегу приятнейшей личностью и с удовольствием пропустить с ним рюмочку, но воспринимаете как предательство его заявку на должность, которой добиваетесь сами.

"Люди стремятся карьерно опережать коллег и одновременно ладить с ними, что в принципе нормально", - указывает доцент менеджмента Лихайского университета в штате Пенсильвания Наоми Ротман.

В сентябре 2021 года Мелвани и Ротман опубликовали совместную работу, посвященную динамике этих процессов.

В одном эксперименте они для начала попросили участников ответить на ряд личных вопросов от незнакомых им людей, в том числе рассказать о своих достижениях, которыми больше всего гордятся. Известно, что такая, по выражению психологов, процедура дружбы на скорую руку быстро устанавливает между людьми эмоциональную связь.

Коллега по работе. Bizmedia.kz
Коллега по работе стал врагом. Что делать?

Спустя недолгое время эксперты добавили в опыт перца. Трети познакомившихся участников было предложено сохранить позитивный тон, то есть высказаться о том, что им понравилось друг в друге. Еще одна треть оказалась перед перспективой посмотреть на ситуацию в негативном ключе, то есть сказать, что им не понравилось. Оставшиеся должны были оценить достижения партнеров по группе и сравнить их с собственными, внеся в игру элемент соперничества.

Наконец, каждому из участников предложили кратко описать организацию, в которой он работает, а его партнеру — отредактировать текст и на основании его дать два письменных отзыва об авторе — один для него самого, другой, конфиденциальный, для психологов.

Как и ожидалось, члены первой группы, где говорили только приятные вещи, в основном были склонны впоследствии хвалить друг друга, члены второй группы — критиковать, а в третьей, с атмосферой конкуренции, участники выработали в отношении друг друга смешанные чувства.

Это, в свою очередь, интересным образом сказалось на их поведении. "Друзья-враги", которых вынудили стать конкурентами, гораздо активнее правили чужие работы, чем явные друзья и явные неприятели. "Фактически, они пошли намного дальше того, о чем их просили", - говорит Мелвани.

В этой же группе сильнее всего различались письменные отзывы. Их участники намного чаще говорили людям в глаза одно, а перед организаторами чернили чужую репутацию.

Почему те, кто проникся друг к другу не лучшими чувствами, вложили меньше всего усилий в шлифовку чужих работ — очевидно, им было все равно. Понятно и то, что «друзья-враги» захотели продемонстрировать добрую волю и объективность. Но отчего они опередили в этом плане и «друзей», которые вроде бы должны быть настроены на сотрудничество?

Мелвани объясняет данный феномен ощущением внутренней неловкости у «друзей-врагов». Подчеркнутой сердечностью и стремлением улучшить чужую работу они пытались сгладить испытываемое ими раздражение и недовольство (которого партнер, возможно, и не заслуживает) и выглядеть лучше в глазах организаторов.

В другом эксперименте Мелвани и Ротман подробно расспросили работников розничной торговли об их отношениях с коллегами. Те, кто желал не изолироваться от «друга-врага», а сблизиться с ним, оказались наиболее склонны как помогать, так и препятствовать его работе.

Иными словами, позитивные намерения усиливают оба компонента неоднозначных отношений. «Это подчеркивает амбивалентность», — поясняет Мелвани.

Амбивалентность — это противоречивое [двойственное] отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных чувств и установок, обладающих равной силой и объёмом.

Эмоции

Менеджерам следовало бы обратить внимание на результаты этих экспериментов, говорит она. Боссам стоит попытаться снизить градус соперничества между подчиненными, которое в основном и порождает противоречивые отношения, и способствовать созданию атмосферы сотрудничества.

Что касается рядовых сотрудников, более глубокое осознание психологии сложных в общении партнеров поможет правильно выстроить отношения с ними, считает Мелвани.

У людей короткая память, их эмоции по отношению к «друзьям-врагам» резко меняются в зависимости от конкретных поступков последних. Здесь надо не удивляться, а понимать, что «вражда-дружба» — вещь нормальная и долговременная, трезво оценивать плюсы и минусы от общения с такими людьми и меньше зависеть от их уважения и привязанности.

Вспомним тот пункт работы Мелвани и Ротман, где говорится, что стремление непременно сблизиться обостряет амбивалентность. Если отношения с кем-то начинают вас тяготить, надо проявлять больше реализма в своих ожиданиях, хотя и не вычеркивать этого человека из своей жизни полностью.

Иногда следует смириться с тем, что человек никогда не станет вашим другом, но поддерживать с ними отношения все же стоит — на приличной дистанции.

Что делать, если коллега по работе стал врагом

Враждебные отношения, полностью вышедшие из-под контроля, встречаются довольно редко. Ведь обе стороны понимают, что жесткая конфронтация на работе приводит к увольнению. Ни один начальник не позволит, чтобы личные отношения мешали рабочему процессу. А если ситуация вполне контролируема, значит возможно наладить диалог. Вот что советуют специалисты.

  • Боритесь с собой за то, чтобы быть не внутри конфликта, а занимать позицию над ним. И если вы можете просто взять и отпустить ситуацию, перестать в ней участвовать, то руководство увидит, что вы зрелый сотрудник и оценит это.
  • Попробуйте искренне воспользоваться опытом и рабочими предложениями своего соперника. Часто конфликты на работе подпитываются амбициями и страхом оказаться отодвинутым со своих позиций. Убедившись, что вы отдаете должное знаниям и рабочим идеям оппонента, он с большой долей вероятности успокоится и перестанет конфликтовать. К тому же это беспроигрышная политика, ведь если идея оппонента сработает, то, в конечном итоге это хорошо для всей компании. А если нет, то вам никогда не поздно предложить взамен свою собственную идею.
  • Если конфликтная ситуация очевидна для всех и не собирается рассасываться сама собой, не бойтесь во всеуслышание признать, что вы – «самые верные оппоненты» или «лучшие враги». Это выводит отношения на новый уровень и транслирует всем, что вы признаете наличие проблемы, но не принимаете ее близко к сердцу. Тем самым вы вынуждаете оппонента держаться той же юмористической линии, или проиграть: никто не любит людей, которые педалируют конфликты.
  • Старайтесь «выключить эмоции». Вы можете открыто признавать наличие между вами непримиримых противоречий, но делать это так, как будто вы рассказываете о ком-то постороннем. Очень помогает в этом чувство юмора (но не сарказма!). Этот прием позволяет враждовать виртуозно: только по сути, а не по форме, а значит не тратя понапрасну нервы и не переживая по этому поводу.
  • Часто можно не соглашаться и даже конфликтовать по рабочим вопросам, но при этом вполне нормально общаться вне рабочего процесса: совместно обедать или даже ходить в тренажерный зал. Такая «друго-вражда» имеет все шансы перейти со временем если и не в дружбу, то хотя бы в крепкое партнерство.
  • На Востоке говорят, что если не кидаться в драку, а просто сидеть на крыльце своего дома, то рано или поздно мимо вас пронесут труп врага. И действительно, психологи говорят, что лучшая тактика – дистанцироваться от конфликта и никак на него не реагировать. Если вражда с одной стороны не подпитывается ответными шагами с другой, то она обычно постепенно прекращается сама собой.

Что делать с офисным хамом, если он – ваш босс. Пример

Вопрос: Моя начальница несправедливо относится к одной из коллег – кричит на нее при малейшей ее оплошности, использует любой повод, чтобы обвинить ее и наказать. Она оскорбляет коллегу перед коллективом из-за незначительных промашек, хотя та не нарушает правила компании. Мне кажется, эта ситуация уже начинает сказываться на здоровье сотрудницы. Является ли такое поведение начальницы неэтичным?

Ответ: Да, является. Проявлять неуважение к другим людям, унижать их, заставлять их чувствовать себя беззащитными на рабочем месте всегда неэтично, особенно если вы – их босс.

"Если представить себе здоровую этическую культуру в виде дома, то уважительное поведение – это несущая балка", – говорит Линда Финер Торнтон, автор книг о развитии лидерских качеств и исполнительный директор консалтинговой фирмы в г. Ричмонд, штат Виргиния, США.

Лидер должен быть образцом уважительного поведения. Почему это так важно? Во-первых, начальник несет ответственность за своих подчиненных и не имеет права причинять им вред. Во-вторых, грубость и хамство губительно сказываются на корпоративной культуре в целом, указывает Фишер Торнтон.

Коллега по работе стал врагом. Что делать? - Bizmedia.kz
Коллега по работе стал врагом. Что делать?
"Сотрудники, постоянно подвергающиеся оскорблениям, внутренне сжимаются – подобно черепахе, втягивающей голову в панцирь в случае опасности", – говорит она. А их коллеги, вместо того чтобы сосредоточиться на работе, начинают беспокоиться, что сами могут стать следующей жертвой. Вся эта впустую потраченная энергия приводит к потерям для компании.

Как же помочь человеку, ставшему объектом нападок начальства? Важно не усугублять ситуацию. Попытка остановить очередную атаку на коллегу, повысив голос на босса, вряд ли окажется успешной – наоборот, вы сами можете превратиться в объект агрессии. Но существуют и другие способы усмирить хама.

Для начала попытайтесь поговорить с коллегой с глазу на глаз и дать понять, что вы на его (ее) стороне, говорит Фишер Торнтон. Подумайте, как лучше всего сообщить о поведении босса вышестоящему начальству. Если в вашей компании существует официальная политика пресечения подобного поведения и имеются свидетельства тому, что она успешно применяется на практике, то проблем возникнуть не должно – но имейте в виду, что вам, возможно, придется лично обсудить ситуацию с начальником вашего босса.

Прежде чем обратиться в отдел по работе с персоналом, соберите доказательную базу в виде служебных записок, копий электронной переписки и любых других документальных свидетельств происходящего.

Но будьте осторожны, если в компании раньше не было примеров жесткого противодействия проявлениям грубости по отношению к подчиненным, или если ваш работодатель до сих пор вообще никогда не сталкивался с такими ситуациями, предупреждает Фишер Торнтон.

"Если ваш непосредственный начальник узнает о том, что вы сообщили о нем наверх, и если он при этом уверен, что это сойдет ему с рук, его поведение может даже ухудшиться", – говорит она.

Если же вы не хотите ни вступать в открытый конфликт с начальником, ни подавать на него заявление, ни в коем случае не позволяйте ему склонить вас к нарушению ваших собственных этических норм.

Не соглашайтесь делать ничего, что, по вашему мнению, могло бы скомпрометировать вас или навредить вашей репутации.

"Найти новую работу можно, а вот запятнанную репутацию не отмыть", – предупреждает Фишер Торнтон.

Читайте также:

Бизнес-издание BIZ Media KZspot_img
Август Макаровhttps://bizmedia.kz/
Родился и вырос на севере Казахстана. В 15 лет переехал в крупнейший мегаполис страны - Алматы. С того дня моей целью стало стать не просто журналистом, а одним из лучших. Потому что мои амбиции, как у великих людей. Хочется оставить след после себя. Умею писать обо всём. Но особенно про жизнь, деньги и людей. К своим работам подхожу ответственно - пишу только правду. Можете посмотреть мои материалы на этом сайте. Правда и честность для меня две важнейшие вещи в журналистике. Только благодаря им можно запомниться людям и завоевать доверие.
Поддержать нас
Алматы
ясно
22 ° C
22 °
22 °
31 %
2kmh
0 %
Сб
28 °
Вс
29 °
Пн
30 °
Вт
24 °
Ср
21 °
Рекомедуем
Деловое бизнес-издание - BIZ Media KZ - наш инстаграмBizmedia.kz - Инстаграм
Вам может быть это интересно
Новости бизнеса в Казахстане - BIZ Media KZspot_img