КИЕВ, 22 декабря (Рейтер) — В этом месяце, когда российские крылатые ракеты устремились к своей цели, украинский пилот пустился в погоню на старом советском истребителе МиГ-29 и засек две из них, но не смог выстрелить: они приближались к большому городу, и это было слишком рискованно.
По его словам, он передал цели наземным средствам ПВО Украины, которые сбили их, как и сотни ракет с октября, ослабив воздействие российской воздушной кампании, направленной на разрушение энергосистемы страны.
«К счастью для нас, им это удалось», — сказал агентству Рейтер 29-летний пилот, чье кодовое имя Сок, описывая инцидент 5 декабря.
Такие стычки — обычное явление в небе над Украиной, и их результаты напрямую влияют на жизнь миллионов людей, которые остаются без тепла, электричества и воды в холодную зиму, если оборонительные сооружения выходят из строя.
Украина называет эти атаки военным преступлением, направленным на убийство невинных гражданских лиц. Россия заявляет, что электросети являются законной военной целью в ее «специальной операции».
Пентагон заявил, что ракетные удары России отчасти предназначены для того, чтобы истощить запасы противовоздушной обороны Киева и, наконец, добиться господства в небе над страной.
Президент Украины Владимир Зеленский в среду совершил поездку в Вашингтон для поиска «оружие, оружие и еще раз оружие», включая батарею ракет «Пэтриот , которая укрепит оборону страны против прибывающих ракет и беспилотников.
Атаки на энергетические объекты нарушают повседневную жизнь, включая жизненно важные службы, такие как больницы и школы, и угрожают еще больше подорвать экономику. В этом году она уже сократится по меньшей мере на треть, поскольку магазины и тяжелая промышленность борются за поддержание света.
С 10 октября Россия предприняла девять крупномасштабных воздушных атак — обычно выпуская более 70 ракет за раз, — в результате которых были отключены электричество, водопровод, мобильная связь и отопление.
Согласно расчетам агентства Рейтер, основанным на украинских данных, показатели Украины по сбитым ракетам варьировались от 50% до 85%, причем последние атаки были ближе к более высоким показателям.
После последней атаки в пятницу она заявила, что сбила 60 из 76 прибывших ракет.
Тем не менее, те ракеты, которые долетают, наносят серьезный ущерб. Украина была вынуждена ввести чрезвычайное отключение электроэнергии по всей стране, и большая часть Киевской области уже несколько дней остается без электричества и воды.
КОШКИ-МЫШКИ
Разбросанные по стране, вдвое превышающей размеры Италии, подразделения противовоздушной обороны развернуты в основном вблизи городов и ключевых объектов инфраструктуры, а пилоты истребителей, такие как Джус, прикрывают обширные промежутки между ними.
Это непростая задача. Джус говорит, что не сбил ни одного беспилотника или ракеты на своем МиГ-29, который сошел с конвейера до того, как Украина получила независимость от советской Москвы в 1991 году.
«Наши самолеты недостаточно мощные, чтобы делать это эффективно», — говорит пилот, который постоянно находится в состоянии повышенной готовности в месте в центральной Украине, которое он не разглашает.
Он сказал, что со старыми радарами трудно обнаружить приближающиеся цели, особенно в случае низколетящих, медленно движущихся беспилотников Shahed, которые на экране радара выглядят как движущиеся грузовики.
В некоторых случаях, как, например, 5 декабря, Джус не мог вести огонь по целям, поскольку находился слишком близко к густонаселенным районам.
По словам представителя ВВС Юрия Игната, именно наземные подразделения ПВО сбивают подавляющее большинство ракет и беспилотников, а не устаревшие боевые самолеты.
«И ракеты, и беспилотники летят вдоль русла рек, чтобы быть как можно ниже и исчезнуть с радаров. Если они находятся достаточно низко, они просто исчезают… Потом они появляются снова; это игра в кошки-мышки», — говорит Ихнат.
После крупных ракетных обстрелов, как правило, наступает многодневная пауза, когда российская разведка оценивает, что было сбито, а что пропущено, отслеживает перестановку украинских ПВО и ищет слабые места, которыми можно воспользоваться, сообщили Reuters украинские чиновники.
«ПВО не стоит на одном месте: мы не можем прикрыть всю страну…» сказал Игнат.
Для Украины сбор разведданных как отечественными, так и западными шпионскими агентствами играет важную роль в подготовке к российским воздушным ударам, сказал агентству Рейтер Денис Смажный, старший офицер по подготовке ПВО.
«Поэтому мы обычно знаем, какие объекты подвергаются атаке, мы можем построить вокруг этих объектов какую-то противовоздушную оборону», — сказал он.
СОКРАЩАЮЩИЕСЯ ЗАПАСЫ РАКЕТ
По оценкам начальника военной разведки Украины, у России может хватить высокоточного оружия лишь на несколько крупных авиаударов.
Но украинские чиновники также признают, что их собственные запасы оборонительного оружия сокращаются по мере того, как вторжение приближается к 10-месячной отметке.
Несмотря на западные поставки систем ПВО в Украину, включая современные американские системы NASAMS и немецкие системы IRIS-T, основу украинской противовоздушной обороны составляют системы советского периода, сказал Игнат.
«Наша советская система ПВО истощается — это С-300 и БУК, которые являются основой. Мы не можем поддерживать ее бесконечно, потому что все уникальные запасные части этих систем производятся в России», — добавил он.
Западные системы противовоздушной обороны, поставляемые в Украину, работают хорошо, но, по словам обоих представителей ВВС, поставки намного меньше необходимого.
«Российское оборудование стареет, мы теряем ракеты. Я не говорю (что) они закончатся через несколько дней или несколько недель… Это будет зависеть от интенсивности российских атак», — сказал Смажный.
К 7 декабря Россия выпустила более 1 000 ракет и реактивных снарядов по энергосистеме Украины, сообщил ее оператор.
В среду Соединенные Штаты объявили США дополнительной военной помощи для Украины, включая передачу системы ПВО «Пэтриот», Смажный сказал, что такие системы обеспечат защиту от баллистических ракет, которым сейчас подвергается Украина.
Игнат сказал, что производство IRIS-T уже находится на максимальной мощности, и поэтому Украина должна сосредоточиться на получении как можно большего количества поставок NASAMS.
«Мы почти пережили один месяц зимы, у нас есть еще один, а потом февраль, который будет коротким. Я думаю, что мы выживем. Но лучше поставлять ракеты, чем генераторы», — сказал он.
Джус, который свободно говорит по-английски, сказал, что многие его сослуживцы в ВВС берут уроки английского в свободное время в ожидании того, что Украина однажды получит западные самолеты, такие как американский многоцелевой истребитель F-16.
Не было никаких признаков того, что поставка F-16 неизбежна или согласована, и Ихнат сказал, что пилоты действовали по собственному усмотрению.
«Все понимают, что рано или поздно мы перейдем на F-16 или другой тип самолета, и знание английского языка будет необходимо».