ДУБЛИН/ЛОНДОН, 22 декабря (Рейтер) — Российские авиакомпании провели предварительные переговоры по крайней мере с одной крупной западной лизинговой компанией об использовании государственных средств для покупки некоторых из более чем 400 самолетов, застрявших в России после ее вторжения в Украину, согласно документам и источникам.
Это предложение, требующее одобрения ЕС и проверяющее возможности компромисса в экономической войне между Москвой и Западом, может снизить многомиллиардные счета, предъявляемые лизингодателям и страховщикам, и позволить российским авиакомпаниям получить официальное право собственности на самолеты с потенциально значительной скидкой.
Источник в российской авиации сообщил, что предложение все еще обсуждается, но некоторые российские чиновники настроены пессимистично в отношении того, что оно получит одобрение Европейского союза.
Официальный представитель ЕС, знакомый с ходом обсуждения этого вопроса, отказался от комментариев.
До того, как Москва назвала свою «специальную военную операцию» в Украине, Россия была крупным рынком для авиационных лизингодателей, которые покупали самолеты у Boeing (BA.N) и Airbus (AIR.PA) и передавала их в лизинг российским авиакомпаниям, которые хотели избежать предварительных затрат и негибкости покупки самолетов.
Но после того, как западные санкции вынудили лизингодателей расторгнуть эти контракты, Москва отказалась вывезти самолеты, поставив их на мель на сумму почти 10 млрд. долл. самолетов в России и вызывают претензии лизингодателей к собственным страховщикам.
Российские авиакомпании продолжают эксплуатировать многие из этих самолетов, но некоторые из них испытывают трудности с обеспечением запасные части.
Подробности переговоров между российскими авиакомпаниями и одним лизингодателем всплыли в ирландском судебном деле, в котором крупный лизингодатели подают в суд страховщики, включая Lloyd’s of London (SOLYD.UL), чтобы обеспечить выплату своих претензий.
AerCap (AER.N), SMBC Aviation Capital и Avolon, крупнейшие в мире лизингодатели, отказались комментировать, участвуют ли они в переговорах по оплате самолетов российских авиакомпаний или их страховщиков.
Санкции ЕС, которые распространяются на Ирландию, где зарегистрировано большинство арендованных самолетов, запретили поставку авиационных технологий российским компаниям и установили крайний срок для расторжения контрактов — 28 марта.
Не было никаких предположений о том, что кто-либо из лизингодателей, которые работают в высокорегулируемом секторе, каким-либо образом нарушил санкции, и представители отрасли заявили, что они изучают все возможные варианты в беспрецедентной ситуации.
РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ
Российская государственная поддержка переговоров была продемонстрирована в письме Министерства транспорта от 30 августа в адрес 23 авиакомпаний.
«По вопросу приобретения воздушных судов иностранных лизингодателей просим представить информацию … по каждому воздушному судну, которое предлагается выкупить за счет средств Фонда национального благосостояния», — говорилось в письме.
В нем также содержится просьба предоставить «информацию о … наличии договоренности с лизингодателями и страховыми компаниями о плане выкупа самолетов».
Министерство не ответило на просьбу о комментарии.
Второй мировой лизингодатель SMBC сообщил в письме от 15 сентября, переданном в Высокий суд Ирландии, что он разговаривал с Аэрофлотом. (AFLT.MM) и страховщик «Аэрофлота» — «АльфаСтрахование».
«АльфаСтрахование» сообщила, что «Аэрофлот» обратился к ней с просьбой изучить возможность осуществления выплат ex-gratia …. в пользу SMBC AC в рамках урегулирования страховых претензий», — говорится в письме, копия которого была предоставлена судом в распоряжение Reuters и других СМИ.
Выплата будет произведена «в обмен на передачу права собственности на самолет российскому страховщику или его номинальному представителю», — добавляется в письме, о котором впервые сообщило ирландское издание The Currency.
SMBC, которая приняла решение об обесценивании в размере $1,6 млрд за 34 самолета, сообщила в письме, что 2 сентября «АльфаСтрахование» предложила ей $644,2 млн за 17 самолетов, переданных в лизинг «Аэрофлоту», за вычетом $82 млн, уже выплаченных в качестве депозитов и резервов.
Это было «значительно меньше совокупной согласованной стоимости» самолетов, говорится в письме SMBC.
SMBC также сообщила в письме, что к ней обратилась компания Elbrus Insurance Brokers LLC от имени российской авиакомпании NordStar и, отдельно, авиакомпания S7 для обсуждения «потенциальных решений по претензиям».
Аэрофлот, АльфаСтрахование, Эльбрус, NordStar и S7 не ответили на просьбы о комментарии.
ЛОББИРОВАНИЕ В ЕС
В своем письме SMBC сообщила, что участвует в лоббировании в ЕС с целью содействия заключению сделки, в частности, отступления от статьи 3C Постановления 833/2014.
Такое отступление «позволило бы операционным лизингодателям ЕС получить разрешение на передачу прав собственности на воздушные суда, ранее сданные в лизинг российским лизингополучателям или их российским страховщикам», — говорится в письме.
По словам Росса Дентона, главы отдела международной торговли юридической фирмы Ashurst, лизингодатели могут утверждать, что соглашение повысит безопасность за счет доступа к запасным частям.
Но один из западных чиновников финансового ведомства сказал, что любая сделка столкнется с серьезными юридическими и дипломатическими препятствиями, и переговоры могут быть преждевременными.
«Сейчас это было бы таким вопиющим нарушением санкций — с чего бы правительствам вдруг соглашаться на это?» — сказал высокопоставленный чиновник на условиях анонимности.