БЕЙРУТ, 20 декабря (Рейтер) — С тех пор как Йехия Хиджази и двое его сыновей были задержаны в 2012 году сирийским правительством, их родственники цеплялись за надежду, что они все еще живы и могут быть освобождены в один прекрасный день.
Но после десятилетия молчания со стороны властей их надежды были разрушены, когда независимая мониторинговая группа «Сирийская сеть за права человека» (SNHR) связалась с семьей Хиджази и сообщила им, что получила свидетельства о смерти всех троих.
«Ты каждую секунду надеешься, что еще раз увидишь этого человека, которого ты очень любишь, что услышишь о нем какие-нибудь новости», — сказал брат Йехии Мохаммад агентству Рейтер по телефону из северо-западной Сирии. «Потом вы слышите, что он мертв».
СНПЧ заявила, что документы, подтверждающие смерть Йехьи и его сыновей, были среди 547 свидетельств о смерти заключенных, выданных властями с 2017 года, которые она получила от осведомителей в правительственных ведомствах.
Правозащитная группа заявила, что эти документы дают ответы на вопросы о судьбах сотен пропавших без вести людей. Активисты надеются, что в конечном итоге они будут использованы в международных разбирательствах против правительства, которое комиссия ООН по расследованию обвинила в преступлениях против человечности за политику содержания под стражей.
Правительство не ответило на вопросы о свидетельствах о смерти, полученных SNHR, по электронной почте. Сирийские официальные лица в прошлом отрицали обвинения в систематических пытках и массовых казнях в тюрьмах.
Агентство Рейтер изучило 80 свидетельств о смерти, включая три свидетельства о смерти семьи Хиджази, а также свидетельства о смерти трехлетней девочки и ее шестилетней сестры.
Сирийский адвокат по правам человека, отказавшийся назвать свое имя из-за деликатности вопроса, ознакомился с образцом документов. Он сказал, что оформление, используемый язык и включенные элементы информации соответствуют другим сирийским свидетельствам о смерти.
Агентство Рейтер не смогло независимо подтвердить подлинность документов.
Мохаммад Хиджази сказал, что семья не запрашивала свидетельства о смерти у властей, так как они живут в районах, контролируемых оппозицией. Он добавил, что знакомые в контролируемых правительством зонах также отказываются обращаться в ЗАГСы с запросами о смерти, опасаясь, что их могут посчитать противниками Дамаска.
ПРИЧИНА СМЕРТИ НЕ УСТАНОВЛЕНА
Война в Сирии разразилась после восстания 2011 года против правления президента Башара Асада и унесла жизни более 350 000 человек, выкосила более половины населения и заставила миллионы людей покинуть страну в качестве беженцев.
По оценкам комиссии ООН, десятки тысяч человек содержатся в центрах содержания под стражей сирийского правительства. Задержанных часто держат без связи с внешним миром, оставляя их семьи в недоумении относительно их местонахождения и вообще о том, живы ли они, говорят члены комиссии и семьи задержанных.
Международные правозащитные группы не работают в Сирии открыто и не имеют доступа в центры содержания под стражей. В августе офис генерального секретаря ООН рекомендовал создать механизм для определения судьбы пропавших без вести сирийцев, но он до сих пор не создан.
В число 547 свидетельств вошли свидетельства 15 детей и 19 женщин, сообщили в СНПЧ.
В некоторых из 80 свидетельств, изученных агентством Рейтер, местом смерти были указаны военные госпитали или военные трибуналы. В других место смерти было указано нечетко: «Дамаск» или деревня на его окраине. Некоторые остались пустыми.
В свидетельствах, изученных агентством Рейтер, также были значительные разрывы между датой смерти и моментом ее регистрации в реестре, причем в большинстве случаев разрыв составлял несколько лет, а в одном — 10 лет.
Ни в одном из свидетельств, изученных агентством Рейтер, не была указана причина смерти. SNHR заявила, что так было во всех 547 случаях.
Правозащитная группа заявила, что она сопоставила имена, указанные в свидетельствах о смерти, с более широкими списками людей, задержанных сирийскими властями.
Группе удалось связаться с семьями 23 погибших. По ее словам, многие из них подозревали, что их близкие мертвы, но получили подтверждение только после того, как увидели свидетельства о смерти.
Пытки и жестокое обращение в сирийских правительственных тюрьмах остаются «системными», говорится в докладе комиссии ООН по расследованию событий в Сирии от 2022 года, в котором отмечаются злоупотребления и в центрах содержания под стражей, управляемых неправительственными группировками.
В докладе говорится, что правительство намеренно скрывает информацию от семей близких людей, а его политика содержания под стражей приравнивается к преступлениям против человечности.
ОЖИДАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В 2018 году сирийские власти начали массово обновлять записи актов гражданского состояния свидетельствами о смерти людей, которые умерли в заключении, но не информировали напрямую своих родственников, сообщила комиссия ООН.
Правительство не ответило на вопросы о том, почему оно не проинформировало родственников умерших.
Родственники в районах, контролируемых правительством, могли узнать о смерти своих близких, запросив их семейные записи в ЗАГСах. По данным комиссии и СНПЧ, им не предоставляли доступ к телам погибших для их захоронения и не сообщали, где находятся останки.
Другие узнали о смерти , узнав своих родственников на просочившихся фотографиях, сделанных военными фотографами, работавшими в тюрьмах, самый известный из которых носил кодовое имя Цезарь.
В интервью 2015 года Асад отверг фотографии Цезаря как утверждения, не подкрепленные доказательствами. Бывшие прокуроры по военным преступлениям назвали эти снимки явным доказательством систематических пыток и массовых убийств.
Директор SNHR Фадель Абдул Гани сказал, что он надеется, что большая партия свидетельств о смерти принесет некоторое облегчение тем, кто все еще ждет, чтобы узнать судьбу своих родственников.
Но для Мохаммада Хиджази ожидание продолжается.
Хотя он теперь знает о судьбе своего брата Йехьи, он сказал, что еще 40 родственников были арестованы правительством в центральной Сирии, и у семьи пока нет никаких новостей о них.
«Я не мог сказать нашей матери, что Йехья мертв. Я просто продолжаю говорить ей, что он все еще в тюрьме», — сказал он.