ТОКИО, 20 декабря (Рейтер) — Банк Японии во вторник шокировал рынки неожиданным изменением своей политики контроля доходности облигаций, которая позволяет долгосрочным процентным ставкам расти больше, что направлено на смягчение некоторых издержек длительного денежно-кредитного стимулирования.
Акции упали, а иена и доходность облигаций подскочили после решения, которое застало врасплох инвесторов, ожидавших, что Банк Японии не будет вносить никаких изменений в свой контроль кривой доходности (YCC), пока управляющий Харухико Курода не покинет свой пост в апреле.
В своем решении, которое объясняется как стремление вдохнуть жизнь в спящий рынок облигаций, Банк Японии решил разрешить доходности 10-летних облигаций двигаться на 50 базисных пунктов в обе стороны от целевого уровня 0%, что шире предыдущего диапазона в 25 базисных пунктов.
Однако центральный банк сохранил целевой уровень доходности без изменений и заявил, что резко увеличит объемы покупки облигаций, что свидетельствует о том, что этот шаг был скорее тонкой настройкой существующей сверхсвободной денежно-кредитной политики, чем отменой стимулирования.
Курода сказал, что этот шаг направлен на устранение искажений в форме кривой доходности и обеспечение того, чтобы преимущества программы стимулирования банка были направлены на рынки и компании.
«Сегодняшний шаг направлен на улучшение рыночных функций, тем самым помогая усилить эффект от нашего монетарного смягчения. Поэтому это не повышение процентной ставки», — сказал Курода на пресс-конференции.
«Это изменение повысит устойчивость нашей системы денежно-кредитной политики. Это абсолютно не тот пересмотр, который приведет к отказу от YCC или выходу из легкой политики».
Как и ожидалось, Банк Японии сохранил без изменений целевые показатели YCC, установленные на уровне -0,1% для краткосрочных процентных ставок и около нуля для доходности 10-летних облигаций, на двухдневном заседании по вопросам политики, которое завершилось во вторник.
BOJ также заявил, что увеличит ежемесячные покупки японских государственных облигаций (JGBs) до 9 триллионов иен ($67,5 млрд.) в месяц с прежних 7,3 триллионов иен.
Базовый средний курс акций Nikkei (.N225) упал на 2,5% после решения, а доллар подешевел на 3,1% до четырехмесячного минимума 132,68 иен. Доходность 10-летних JGB на короткое время подскочила до 0,460%, что близко к недавно установленному предельному значению, установленному BOJ, и является самым высоким уровнем с 2015 года.
НЕ УВЕРЕН
Курода подчеркнул, что этот шаг не является прелюдией к более серьезным изменениям в YCC и окончательному отказу от ультралегкой политики, придерживаясь своего мнения, что хрупкая экономика Японии все еще нуждается в поддержке.
Однако некоторые участники рынка не были убеждены в этом.
«Возможно, это детский шаг, чтобы проверить стратегию и посмотреть, какова реакция рынка, и насколько сильно он реагирует», — сказал Барт Вакабаяси, руководитель филиала State Street в Токио. «Я думаю, что мы видим первый палец в воде».
Рынки уже предполагают. каким может быть следующий шаг Банка Японии, поскольку срок полномочий Куроды подходит к концу , а инфляция, как ожидается, останется выше целевого уровня в 2% в следующем году.
«Они расширили диапазон, и я полагаю, что это произошло раньше, чем ожидалось. Это ставит вопрос о том, является ли это предвестником грядущей нормализации политики», — сказал Мо Сионг Сим, валютный стратег Bank of Singapore.
Акции банковского сектора Японии (.IBNKS.T) преодолел нисходящий тренд на более широком рынке и вырос на 5,12%, подчеркивая ожидания инвесторов, что годы ультранизких ставок, которые сжимали доходы от кредитов и депозитов, могут закончиться.
Резкое решение расширить коридор доходности, вместо того чтобы дождаться подходящего момента для более смелых изменений в YCC, подчеркивает проблемы, с которыми сталкивается Банк Японии при решении проблемы растущей стоимости длительного смягчения.
Это также отражает более широкую проблему, с которой сталкиваются центральные банки во всем мире, пытаясь эффективно информировать о переходе к менее аккомодационной политике после длительного периода неортодоксальных монетарных установок.
«То, как резко Банк Японии перешел к действиям без связи с рынками, делает курс действий Банка непредсказуемым, что делает практически невозможным прочесть его мысли», — сказал Атуши Такеда, главный экономист Itochu Economic Research. «Кто бы ни стал следующим управляющим BOJ, он должен стремиться сделать денежно-кредитную политику более прозрачной и предсказуемой».
Политика сверхнизких ставок Банка Японии и его неустанная скупка облигаций для защиты предельного уровня доходности вызывают все больше критики со стороны общественности за искажение кривой доходности, истощение рыночной ликвидности и нежелательное падение курса иены, которое привело к росту стоимости импорта сырья.
Значительная часть этого общественный гнев сосредоточился на Куроде, который десять лет назад был выбран бывшим премьер-министром Синдзо Абэ на пост главы Банка Японии, чтобы оживить вялый потребительский спрос с помощью масштабного монетарного стимулирования.
Редко признавая недостатки своей политики, Курода сказал, что решение о расширении диапазона доходности было принято на основании опросов, показывающих резкое ухудшение функций рынка облигаций.
Он также сказал, что Банк Японии должен рассматривать не только понижательные, но и повышательные риски для роста и инфляции, сигнализируя о возможности сворачивания стимулирования в следующем году, если позволят экономические условия.
«Пока преждевременно обсуждать конкретные вопросы изменения рамок денежно-кредитной политики или отхода от мягкой политики», — сказал Курода.
«Когда достижение нашей цели станет очевидным, совет директоров BOJ проведет обсуждение стратегии выхода и предложит рынку информацию».
($1 = 133,3200 иен)