За последние четыре года, с 2018 по 2022 год, в Казахстане было закрыто 6 700 традиционных магазинов. Эта тревожная статистика была обнародована Мадиной Сейсенгалиевой — коммерческим директором NielsenIQ Kazakhstan — во время 16-й Международной конвенции «Мир торговли», сообщает Bizmedia.kz.
В Казахстане закрылось более 6500 магазинов у дома
Мадина Сейсенгалиева сообщила, что в течение пятилетнего периода с 2018 по 2022 год наблюдается значительное сокращение числа традиционных торговых точек, продающих товары через прилавок, при этом 6 700 точек закрываются и только 1 200 открываются. Эта тенденция резко контрастирует с современными розничными магазинами, которые отличаются самообслуживанием.
В настоящее время в Казахстане насчитывается около 5 500 современных розничных магазинов, которые играют важную роль на рынке продовольственных и непродовольственных товаров. Об этом свидетельствует тот факт, что эти магазины генерируют значительную часть общего оборота — 50% для товаров повседневного спроса и 59% для других видов продукции.
В традиционные магазины в Алматы и Астане ходят примерно 17 раз в месяц
Жители Алматы и Астаны посещают традиционные магазины в среднем 17 раз в месяц. Однако большая часть их расходов приходится на супермаркеты — 43% от общих расходов в Алматы и 44% в Астане.
В прошлом году значительно выросли продажи торговых предприятий площадью 40-100 квадратных метров, а также более крупных магазинов площадью более 100-300 квадратных метров. Об этом свидетельствуют возросшие темпы продаж, даже превосходящие крупные супермаркеты площадью более 300 квадратных метров.
Рост хорошо структурированных торговых путей сопровождается ускорением расширения электронной коммерции. В 2022 году она достигла уровня, соизмеримого с традиционными каналами продаж, показав рост до 20-30% по сравнению с показателями предыдущего года.
Миссия покупки в онлайн-канале была для особых случаев
Мадина Сейсенгалиева заметила, что за последний год цель онлайн-покупок продуктов питания кардинально изменилась. Если раньше он использовался в основном для покупки уникальных товаров и для особых случаев, то сегодня люди используют его для регулярного пополнения запасов. Об этом свидетельствует рост покупок продуктов через интернет, наблюдаемый в этом году. Теперь основная миссия покупателей в интернете сегодня — покупка продуктов питания и напитков.
ТОП-категории товаров в онлайне
В этом году покупатели в Казахстане приобретали через интернет самые разные товары, и наиболее популярные категории включали свежие фрукты и овощи, молочные продукты, стиральные порошки, бакалейные товары, безалкогольные напитки, средства по уходу за волосами, подгузники для детей и младенцев, шоколад и печенье. При этом, необходимо отметить, что 70% товаров этих категорий совпадают с ТОП-категориями в офлайне.
Международный конвент Мир торговли
С 1 по 3 декабря в городе Алматы, Казахстан, прошла 16-я международная конвенция «Мир торговли». Это мероприятие предоставило платформу для демонстрации своей продукции и услуг 57 поставщикам из разных стран мира, а также более чем 50 представителям значимых торговых сетей из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и других стран