ВАШИНГТОН/Парис, 19 декабря (Рейтер) — В течение почти двух лет Соединенные Штаты пытались и не смогли договориться о возрождении иранской ядерной сделки 2015 года, однако Вашингтон и его европейские союзники отказываются закрывать дверь для дипломатии.
Их причины отражают опасность альтернативных подходов, непредсказуемые последствия военного удара по Ирану и веру в то, что еще есть время изменить курс Тегерана: даже если он продвигается к созданию расщепляющегося материала, он еще не достиг этого уровня и не овладел технологией создания бомбы, по словам официальных лиц.
«Я думаю, что у нас нет лучшего варианта, чем JCPOA, чтобы гарантировать, что Иран не разработает ядерное оружие», — заявил на прошлой неделе в Брюсселе после встречи официальных лиц ЕС глава внешнеполитического ведомства Европейского союза Жозеп Боррель, имея в виду Совместный всеобъемлющий план действий 2015 года, согласно которому Тегеран ограничил свою ядерную программу в обмен на снятие экономических санкций.
«Мы должны продолжать участвовать как можно больше в попытках оживить эту сделку».
Нелегкий путь к возрождению пакта в этом году стал еще более крутым. Иран жестоко подавил народные протесты, Иранские беспилотники предположительно направлены на помощь России в войне на Украине , а Тегеран ускорил свою ядерную программу, и все это повышает политическую цену предоставления Ирану облегчения санкций.
«Каждый день все больше и больше экспертов говорят, что сейчас самое неподходящее время для возобновления сделки, и мы должны просто оказывать давление на несчастный режим», — сказал Роберт Эйнхорн, эксперт по нераспространению из аналитического центра Института Брукингса.
«Существует своего рода отставка, даже среди ярых сторонников возрождения. Их сердца готовы заплатить политическую цену за возрождение, но их головы говорят им, что это будет очень трудно», — добавил он.
90% ОБОГАЩЕНИЯ — КРАСНАЯ ЧЕРТА?
В 2018 году бывший президент США Дональд Трамп отказался от сделки 2015 года, которая в одном из ключевых положений ограничивала обогащение урана Тегераном до чистоты 3,67%, что намного ниже 90%, которые считаются бомбовым классом.
Трамп вновь ввел санкции США против Ирана, что привело к возобновлению Тегераном ранее запрещенных ядерных работ и возродило опасения США, Европы и Израиля, что Иран может стремиться к созданию атомной бомбы. Иран отрицает наличие таких стремлений.
Иран теперь обогащает уран до 60%, , в том числе в Фордо — объекте, погребенном под горой, что затрудняет его уничтожение в результате бомбардировок.
Получение расщепляющегося материала считается самым большим препятствием для создания ядерного оружия, но есть и другие, в частности, техническая сложность разработки бомбы.
В оценке американской разведки, обнародованной в конце 2007 года, с высокой степенью уверенности утверждалось, что Иран работал над созданием ядерного оружия до осени 2003 года, когда он прекратил работы по созданию оружия.
Дипломаты заявили, что, по их мнению, Иран не начал обогащение урана до 90%, что, по их словам, рассматривается ими как красная черта.
«Если Иран явно возобновит свою военную программу и начнет обогащение на 90%, тогда вся дискуссия изменится в США, Европе и Израиле», — сказал один западный дипломат, заявив, что дипломатический путь останется открытым, если этого не произойдет.Американские политики стали более враждебно относиться к заключению сделки из-за беспощадного подавления Ираном протестов, которые начались после того, как 22-летняя курдская иранская женщина Махса Амини умерла в сентябре в заключении иранской полиции нравов.
Администрация президента США Джо Байдена в последние месяцы усилила санкции против Ирана, направив их против китайских организаций, способствующих продаже иранской нефти, и наказав иранских чиновников за нарушения прав человека.
Тем не менее, даже несмотря на то, что переговоры зашли в тупик, Энрике Мора, европейский дипломат, координирующий ядерные переговоры, «продолжает разговаривать со всеми сторонами», сказал высокопоставленный сотрудник администрации Байдена, говоривший на условиях анонимности.
«Мы будем продолжать давление, сохраняя дверь открытой для возвращения к дипломатии», — сказал специальный посланник США по Ирану Роберт Мэлли журналистам в Париже в прошлом месяце, добавив, что если Иран перейдет «новый порог в своей ядерной программе, очевидно, реакция будет другой». Он не стал уточнять.
Иран связал возобновление сделки с закрытием расследования Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по поводу следов урана на трех объектах. Соединенные Штаты и их союзники не согласились с этим условием.
ДИПЛОМАТИЯ МОЖЕТ ЖИТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ДЖКПОА УМРЕТ
Несколько западных дипломатов заявили, что они не верят в неизбежность рассмотрения возможности военных действий против Ирана, и предположили, что удар может просто усилить любое желание Ирана получить ядерное оружие и риск ответных действий со стороны Ирана.
«Я не думаю, что … кто-то предусматривает военный вариант в ближайшей перспективе», — сказал западный дипломат. «Решение не будет военным, и я не слышу, чтобы многие призывали к этому».
Третий дипломат сказал, что он считает практически невозможным для Израиля бомбить Иран без поддержки Запада.
Даже если ядерную сделку 2015 года не удастся воскресить, старший сотрудник администрации Байдена сказал, что возможны другие дипломатические решения.
«Можно ли, когда и как возродить JCPOA — это сложный вопрос», — сказал он. «Но даже если в какой-то момент JCPOA умрет, это не будет означать, что дипломатия будет похоронена в то же время».
(Эта история была переделана, чтобы превратить два предложения в одно для большей ясности в параграфе 3)