АСТАНА — The Астана Опера ставит премьеру «Калкаман-Мамыр» в новом жанре, сочетающем элементы оперы и балета, за несколько дней до Нового года празднования Нового года 28 и 29 декабря, сообщает Пресс-служба «Астана Опера».
Опера-балет является адаптацией сказки выдающегося казахского поэта Шакарима Кудайбердиулы о двух влюбленных — мужественном Калкамане и нежной Мамыр, которые влюбляются, но им запрещено жениться из-за традиционных обычаев, что приводит к трагедии для пары молодых влюбленных.
Юрий Александров, лауреат Государственной премии Казахстана и народный артист России ставит оперу-балет, которая является для него новым жанром. Покорение новых жанров всегда сопряжено с определенными трудностями, но он смог превратить эти трудности в шедевр.
«Я ставил различные варианты оперных спектаклей, но никогда не брался за оперу-балет. Мне всегда казалось, что эти виды искусства абсолютно несовместимы», — сказал Александров.
«В виде интермедии балетный номер в опере — это нормально, но когда балет включен в драматургию композиции, мне казалось, что решить это практически невозможно. Однако в процессе работы я придумал вариант, в котором рядом с реальными Калкаманом и Мамыром существуют их души. Эти потусторонние существа принимают на себя балетную нагрузку и как бы соединяют реальный мир с духовным», — сказал он.
Александров также поделился своим опытом работы с хореографом Надеждой Калининой для создания идеальной синергии между пением и танцем.
«Нам удалось найти необходимое сочетание двух искусств, в котором они находятся на равных. Специфика оперного пения не предполагает включение пластической выразительности тела, поскольку все действие связано с постановкой звука. Тогда как в данном случае мы не связаны сдержанностью момента, которая всегда есть у вокалистов, и можем выразить эту эмоцию в форме балетной истории, поскольку «Душа Калкамана» и сам Калкаман — единое целое».
Согласно Александров, классическая повесть о любви и трагической развязке пользуется всеобщей любовью.
«Это история вне времени. История Ромео и Джульетты происходила и в Вероне, и в Нью-Йорке, и в России, и в Казахстане. Всегда была любовь и люди, которые ее запрещали, в результате история закончилась драмой.»
С учетом этого, увлекательный характер сюжета может предложить гораздо больше, чем обычная история любви: трагические, иногда героические и всегда глубоко прорисованные человеческие характеры.
«Народ, обманутый и ослепленный яростью, требующий крови, открывает глаза. Это основной конфликт и главная идея спектакля. В конце истории безжалостная толпа превращается в людей, понимающих весь ужас содеянного, наступает просветление и очищение — возвращение к человеческому облику», — сказал он. Александров.
«Тело можно убить, а душу — нет», — добавил он.
Зрители познакомятся с эстетикой свободного-текущего хореография, а также разнообразная музыкальная партитура казахского композитора Балнура Кыдырбека.
«Я считаю, что национальная опера должна быть поставлена как классическая западноевропейская опера. Ее нельзя упрощать, потому что она такая же глубокая. Она должна быть поставлена как классика, работать над смыслом, пластикой, нюансами — всем тем, что ждет от нас современный зритель, который должен понимать, что зло и жестокость — это не то, что есть человек. Человечество существует для света, для любви, для созидания», — сказал Александров.