БРЮССЕЛЬ, 16 декабря (Рейтер) — Единство Европейского союза в вопросе санкций против России начало ослабевать, поскольку опасения по поводу последствий для собственной экономики Европы ослабляют решимость наказать Москву за войну в Украине.
Лидеры ЕС договорились о Четверг к девятому пакету санкций, но переговоры были ожесточенными: Польша и соседние с Россией страны Балтии выступали за ужесточение мер, в то время как государства, расположенные дальше на западе, такие как Германия, были более нерешительными.
Некоторые страны, такие как Бельгия и Греция, а также Венгрия, которая по-прежнему в значительной степени зависит от импорта российских энергоносителей, выступили против дальнейших масштабных мер, сообщили Reuters дипломаты ЕС.
«Становится все труднее вводить санкции, которые достаточно сильно ударят по России, без чрезмерного сопутствующего ущерба для ЕС», — заявил представитель правительства Бельгии в преддверии сделки на саммите лидеров ЕС.
После Россия Вторгшись в Украину в феврале, начав крупнейший конфликт в Европе со времен Второй мировой войны, Европейский Союз продемонстрировал единый фронт и ответил быстрыми шагами против России, что необычно для блока из 27 стран, где противоположные голоса часто превращают дебаты в марафонские встречи.
Санкции уже введены в отношении ряда компаний и российских физических лиц, полеты российских самолетов запрещены, а бизнес с несколькими российскими банками запрещен.
Но найти общий язык теперь стало сложнее.
После переговоров, состоявшихся на этой неделе, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис назвал последнее соглашение по санкциям «упущенной возможностью», сказав, что он разочарован тем, что страны ЕС потратили больше времени на обсуждение исключений, чем на более жесткие шаги.
Последние меры направлены против организаций, связанных с российскими военными, против беспилотников и замораживания активов двух российских банков.
Однако в ходе переговоров ощущалось напряжение. По словам источников, Литва и другие страны возражали против того, чтобы добиться исключений для нескольких российских олигархов, связанных с сельским хозяйством и удобрениями, хотя в итоге этот спор был исчерпан.
Польша и страны Балтии, находящиеся ближе к линии фронта, в последние недели распространили предложение о более далеко идущих санкциях, в том числе в отношении российского газа и ядерной промышленности, и выступили против исключений, таких как продажа российской стали и алмазов.
‘ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО’
Некоторые в этой группе хотят, чтобы Газпромбанк, центральный банк по платежам за энергоносители в Россию, стал объектом нападения, сказал один человек, знакомый с этим вопросом. Он сказал, что многие страны не хотят этого делать, но добавил, что эти вопросы будут обсуждаться в 2023 году.
Для некоторых европейских политиков, например, из Польши, которая сталкивается с боевыми действиями на своем пороге, нерешительность других государств поддержать более жесткие шаги оказалась разочаровывающей.
«Мы будем требовать от Германии изменить свою политику. Это несправедливо, когда Германия полагается на Польшу, чтобы защитить ее от угрозы войны», — сказал Радослав Сикорский, бывший министр иностранных дел Польши, а ныне член Европейского парламента. «То, что ты богаче и больше, не означает, что ты всегда прав».
Россия утверждает, что санкции бумерангом ударили по Западу, вызвав рост инфляции, поскольку цены на энергоносители взлетели до небес. Москва утверждает, что ее собственная экономика устойчива.
Между тем, существующие меры ЕС не всегда герметичны. ЕС ввел ценовое ограничение на морские поставки российской нефти, но ее сырье продается ниже этого уровня, поэтому доходы по-прежнему поступают в Москву.
Ограничение было названо дополнительным наказанием для России, но некоторые чиновники говорят, что главное его влияние заключается в ослаблении собственных ограничений блока на торговлю нефтью, поскольку при условии, что цена остается ниже установленного предела, европейские страховщики могут страховать российские поставки.
По словам людей, знакомых с вопросом, предельная цена на нефть, призванная уравнять весь ЕС с Соединенными Штатами, была скорректирована с учетом пожеланий Греции и Кипра, которые располагают крупным танкерным флотом.
Европейские дипломаты и чиновники, выступая на переговорах на этой неделе, сказали Reuters, что блок близок к пределу своих возможностей.
«Сейчас мы осторожны с санкциями, чтобы не зайти так далеко, чтобы полностью повредить европейскую экономику», — сказала Эдита Хрда, посол в Европейском Союзе Чешской Республики, которая председательствует в ЕС.
«Если мы будем настаивать на определенных шагах против России, это может стоить некоторым политическим лидерам работы. Мы должны дать странам время на адаптацию. Нам нужна процветающая Европа, чтобы помочь Украине», — сказал Хрда, который председательствовал на встречах стран ЕС, в том числе на тех, которые определяли форму последних санкций.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан провел у себя дома кампанию против санкций, используя плакаты, на которых изображены такие карательные меры, как бомбы, разрушающие экономику Венгрии.
Другие ведут себя более сдержанно, а некоторые и вовсе смотрят на будущие отношения с Россией после окончания войны.
Канцлер Германии Олаф Шольц заявил в этом месяце, что ЕС будет «ужесточать санкции против России до тех пор, пока Путин продолжает свою войну».
Он также сказал, что отношения сейчас «сокращаются, сокращаются, сокращаются», но должна быть возможность для экономического сотрудничества снова для «России, которая прекращает войну».