Выросший в Есиле, преимущественно русскоязычном городе на севере Казахстана, Алексей Скалозубов не испытывал необходимости говорить на казахском, государственном языке страны.
Ситуация не сильно изменилась, когда он по работе переехал в Алматы, после окончания университета по специальности «сельское хозяйство». Там, где жил Скалозубов, все общались на русском языке − его семья, друзья, однокурсники, коллеги и клиенты, сообщает Bizmedia.kz.
Авторы: Farangis Najibullah, Yelnur Alimova
Дата: 28 октября 2022 г.
Клуб казахского языка стал хитом среди русскоговорящих в Казахстане
Но 25-летний Скалозубов говорит, что ему казалось неправильным, что он не может говорить на казахском языке, родном языке страны, которую три поколения его семьи называют своим домом.
Вопросы идентичности, языка и патриотизма выходят − или вернулись − на передний план в Казахстане, особенно среди его значительного этнического русского населения, после вторжения России в Украину 24 февраля.
По словам Скалозубова, война также вызвала беспрецедентный интерес русскоязычных жителей Казахстана к изучению казахского языка. Он добавляет, что воспользовался этой возможностью, чтобы осуществить свою мечту − открыть бесплатную школу казахского языка, о чем он в марте объявил в социальных сетях.
Посыпались предложения о поддержке: несколько учителей и волонтёров вызвались преподавать казахский язык бесплатно. Молодые предприниматели, культурные центры и другие организации предложили свои помещения для бесплатного использования в качестве учебных классов. Другие помогали с расходами на печать учебных материалов и брошюр.
По словам Скалозубова, вначале он думал, что на его занятия, которые начались 15 апреля, придет не более 40 человек. Он был удивлен, когда интерес проявили около 300 человек. Вскоре проект, который теперь называется «Батыл бол!» (Будь смелым!) − распространился на другие города Казахстана.
Нестандартные методы
Скалозубов предпочитает называть свои места встреч − клубами казахского языка, а не школами или классами. Он хочет, чтобы клубы были местом, где люди изучают казахский язык в неформальной обстановке и сосредотачиваются на словах и фразах, которые они используют в повседневной жизни.
Не имея опыта преподавания, Скалозубов использовал свой собственный жизненный опыт общения с казахским языком в качестве метода преподавания в клубе. Казахский язык был частью учебной программы в его школе и университете, и он также в течение короткого времени посещал частные языковые курсы. Несмотря на «относительно большой словарный запас», по словам Скалозубова, он так и не заговорил на казахском языке.
Скалозубов вспоминает, что в школах больше занимались грамматикой, чем практикой разговорной речи.
По словам Скалозубова, он начал говорить по-казахски, когда в 2019 году переехал в преимущественно казахскоязычный район рядом с Центральной мечетью Алматы.
«Большинство людей вокруг были верующими этническими казахами, а большинство работников кафе, которые я часто посещал, свободно говорили на казахском и русском языках», − вспоминает он. «Я пытался говорить по-казахски с официантами….. Я уже хорошо знал казахскую грамматику в теории, но мне не хватало практики в реальной жизни».
Его языковые клубы предлагают своим членам много практики.
«Формат клуба устроен так, что люди сразу начинают говорить. Мы используем диалоги, которые необходимы нам в повседневной жизни, например, при совершении покупок в продуктовом магазине или при заказе в кафе», − объясняет Скалозубов.
Большинство студентов Скалозубова − этнические русские, прожившие в Казахстане большую часть своей жизни, а также этнические казахи, которые ходили в русские школы и плохо говорят на своем родном языке.
Русский язык остается официальным языком в бывшей советской стране, где даже многие этнические казахи, включая государственных чиновников, говорят на русском языке более свободно, чем на казахском, хотя в последнее время ситуация меняется.
Анастасия Рощупкина, 22-летняя журналистка из Алматы, которая присоединилась к клубу казахского языка в апреле, говорит, что она не могла говорить по-казахски, несмотря на то, что изучала его в школе.
«Раньше я изучала грамматику. Здесь мы учимся, как сказать или попросить что-то на казахском языке в магазинах или ресторанах», − говорит она. «После занятий мы часто ходим вместе поесть и заказываем еду на казахском языке. Я общаюсь на казахском языке и в общественном транспорте. Теперь мне стало намного легче говорить на казахском».
Изменение отношения
Клубы мгновенно и неожиданно стали популярными, поскольку тысячи русскоязычных в Казахстане решили изучать казахский язык.
Сейчас клубы «Батыл бол!» действуют в Орале, Павлодаре, Семее, Шымкенте, Талгаре, Таразе, Караганде и столице Астане.
Среди новых членов клуба казахского языка есть и граждане России, которые либо бежали из своей страны, чтобы избежать отправки на войну в Украину, либо из-за других осложнений, которые война внесла в их жизнь.
Орхан Мамедов, 30 лет, вступил в языковой клуб в Алматы в июле, вскоре после переезда из России. Этнический азербайджанец, Мамедов находит изучение казахского языка относительно легким, поскольку оба языка относятся к тюркской группе.
Компьютерный инженер, Мамедов работает удаленно, и для работы ему не обязательно знать казахский язык. Его работа требует знания только английского и русского языков.
«В Алматы можно прожить и без казахского языка, если ты говоришь по-русски, но для меня изучение казахского языка − это способ адаптироваться и быть принятым в этом обществе. Для меня важно иметь возможность говорить с местными жителями на их родном языке», − сказал он.
Клуб казахского языка не предлагает сложных уроков грамматики.
Скалозубов говорит, что его программа сосредоточена на повседневных разговорах и не пытается подготовить своих слушателей к экзаменам в школе или работе на казахском языке.
Клуб открыт для всех желающих в возрасте от 14 лет и не требует регистрации.