Развитие индустрии Казахстана — новые возможности для ЕС. За 31 год независимости Казахстан стал полноправным и уважаемым членом международного сообщества. Занимая стратегическое положение между Востоком и Западом, мы установили хорошие отношения со всеми соседями и не только. Наша страна, девятая по величине в мире и размером с Западную Европу, значительно изменилась по сравнению со своим советским прошлым и сейчас играет важную роль в мировой торговле и дипломатии, сообщает Bizmedia.kz.
Дата публикации: 17 октября 2022 г.
Автор: Каирбек Ускенбаев, Министр индустрии и развития инфраструктуры Республики Казахстан
Развитие индустрии Казахстана создаёт новые возможности для ЕС
Наша сильная глобальная позиция стала прочным фундаментом, на котором строится наша экономика и создаются новые перспективы для отечественного и международного бизнеса. В частности, учитывая размеры и расположение нашей страны, широкие возможности существуют в области международных грузоперевозок, а также разработки, добычи и переработки сырья, в том числе критически важного сырья.
В настоящее время Казахстан переживает новое экономическое и политическое перерождение. За годы независимости ВВП Казахстана вырос в 17 раз. Сегодня экономика Казахстана больше, чем экономики четырех других стран Центральной Азии вместе взятых. На нашу страну приходится почти 60 % торгового оборота в Центральной Азии. Международные резервы нашей страны составляют 90 миллиардов долларов США и являются самыми высокими на душу населения в СНГ.
Несмотря на эти успехи, мы не стоим на месте. Правительство принимает меры по повышению конкурентоспособности нашей экономики путём ограничения государственного вмешательства, одновременно продолжая диверсифицировать и демонополизировать её.
Поддержка и развитие малого бизнеса
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства также является одним из ключевых приоритетов. Мы надеемся увеличить долю МСБ в ВВП до 40% к 2030 году.
Эти меры способствуют тому, что Казахстан остаётся инвестиционным направлением номер один в своем регионе. За годы независимости международные инвесторы влили в экономику страны более 380 миллиардов долларов США. Это составляет 70% от общего притока инвестиций в регион Центральной Азии. Тем не менее, чтобы оставаться одним из лучших инвестиционных направлений, требуется постоянная работа, поэтому мы продолжаем укреплять промышленность Казахстана и упрощать инвестиционные процедуры и политику.
Для примера, в качестве министра индустрии и развития инфраструктуры я поставил задачу развивать транспортно-логистический потенциал и отрасли со средней и высокой добавленной стоимостью.
В металлургической отрасли мы определили 23 ключевых проекта по производству продукции со средней и высокой добавленной стоимостью, включая алюминиевые радиаторы, катанку, детали для автомобилей, аккумуляторы, пищевые банки и другую продукцию. Важно отметить, что в этом году запускается более 150 проектов, включая производство полипропилена, минеральных удобрений, алюминиевой тары и упаковки, легковых и грузовых шин, алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления. Эти проекты направлены на импортозамещение и возможный экспорт. В дальнейшем мы планируем запустить более 500 проектов в 2023-2024 годах и 117 проектов в 2025-2026 годах.
Развитие индустрии Казахстана создает новые возможности для ЕС: инвесторы
Для того чтобы обеспечить наилучшие условия для инвесторов, в Казахстане в настоящее время действуют 13 свободных экономических зон, которые представлены практически во всех регионах страны. Они предлагают освобождение от налоговых обязательств, освобождение от таможенных пошлин, возможность привлекать иностранную рабочую силу без ограничений, а также многие другие стимулы для инвесторов.
Помимо развития промышленности и инвестиционной привлекательности, правительство Казахстана также предпринимает шаги по улучшению транзита западных и восточных товаров через Казахстан и расширению каналов грузоперевозок из Казахстана в Европу и Юго-Восточную Азию. Этот вопрос особенно актуален сегодня, учитывая геополитическую напряженность в мире и те негативные последствия, которые она оказывает на торговые пути и цепочки поставок.
Например, больше грузов будет доставляться через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТИТР) и транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА). ТИТР может помочь доставить товары через Каспийское море в Баку в Азербайджане, Грузию и Турцию, а затем дальше в Европу.
Это совместное предприятие может стать важным маршрутом для рынков Европейского союза и внести вклад в стабилизацию глобальной энергетической и продовольственной безопасности. Благодаря транзиту через Казахстан и далее по ТИТР товары попадают на рынок ЕС почти в два раза быстрее, чем через морские торговые пути.
В конечном итоге эта совместная инициатива может обеспечить высококачественные интермодальные транспортные и логистические услуги, гармонизировать трансграничные тарифы и внедрить единую IT-платформу для полной автоматизации услуг по транспортировке грузов из Китая в Турцию и порты Черного моря.
Развитие индустрии Казахстана создает новые возможности для ЕС: модернизация
Помимо этого крупного проекта, мы модернизируем инфраструктуру в пунктах пересечения границы и реконструируем автомагистрали, связывающие крупные населенные и производственные центры на западе страны с городами на востоке. Также полным ходом идет работа над проектом по развитию порта Курык и запуску контейнерного хаба в нашем городе Актау к 2025 году (свободная экономическая зона).
Оба порта расположены на Каспийском море. На сегодня мы успешно расширили порт Актау и построили паромный комплекс в порту Курык, тем самым обеспечив бесперебойную и быструю транспортировку грузов во все порты стран Каспийского моря и по международным маршрутам «Север – Юг» и TITR. Пропускная способность портов Актау и Курык в настоящее время превышает 21 млн тонн грузов в год.
Наконец, в порту Курык ведётся строительство многофункционального морского терминала «Саржа», которое будет завершено к 2025 году. Проект предусматривает строительство зернового и универсального терминалов, терминалов наливных грузов и генеральных грузов, а также транспортно-логистического центра.
Развитие индустрии Казахстана создает новые возможности для ЕС: заключение
В целом, путь, выбранный Казахстаном для существенной активизации инвестиционной и экономической политики, повышения инвестиционной привлекательности и развития ключевых отраслей промышленности, создает широкие возможности для сотрудничества с Европейским союзом. ЕС является крупнейшим торговым партнёром и инвестором Казахстана. В Казахстане работают более 4 000 компаний с европейским участием.
Это служит надежной основой для дальнейшего развития наших экономических и торговых связей. Учитывая сложную геополитическую и экономическую ситуацию в мире, такое сотрудничество принесёт значительную пользу обеим сторонам.