Мечта иметь свое жилье есть у каждого. Это фактор стабильности для приятной жизни. Но, к сожалению, не все могут позволить себе дом или квартиру. Особенно это касается молодых людей и семей. Корреспондент Bizmedia.kz побеседовал с активистом гражданского общества и наставником молодежи об итогах ее исследования вопроса, касающегося права на доступность жилья для молодежи и молодых семей сегодня в Казахстане.
Право на жилье для всех граждан является одним из социальных и экономических прав человека, как право на здравоохранение, образование и безопасность. Гарантия на жилье определена Конституцией Республики Казахстан, где статьей 25 указывается, что «в Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Право на доступность жилья для молодежи и молодых семей является важной проблемой, которую необходимо решать. Причем, если раньше эта проблема решалась в основном ипотечным направлением, в «Новом Казахстане» она должна получить больше альтернативных вариантов решения. Это необходимо, чтобы молодежь и молодые семьи смогли получать более доступное жилье, не влезая в огромные кредиты. Ведь молодежь – это будущее, потому что они и будущее поколение, которое появится у молодых семей, станет поднимать и развивать нашу страну.
Трудностью получения доступного жилья также является то, что молодым специалистам без опыта работы обычно мало платят. Поэтому молодым семьям, которые недавно отучились в вузах или колледжах достаточно сложно начать копить на собственное жилье. А когда появляются дети, к основным затратам добавляются затраты на ребенка. Следует помнить, что не вся молодежь достаточно «прошарена» в государственных программах и при небольшой зарплате к появлению ребенка некоторые молодые семьи могут оказаться в долгах и за чертой бедности.
Думаю, можно было бы делать в регионах больше программ для молодежи со льготной арендой, а для просвещения, развития финансовой грамотности и мотивирования создавать также больше специальных информационно-правовых площадок, также на различных сайтах, больше интерактивных форм консультаций и брошюр для семей и молодежных сообществ, в том числе и в загсах и разных учреждениях. Даже начиная со школ, колледжей и университетов молодежи бы не помешало узнать об этом важном этапе взрослой жизни. Это позволило бы молодым семьям раньше задумываться о своём жилище и начать как-то копить на свое жилье.
Ряд жилищных прав человека регламентируется международными актами, влияющими на правовое регулирование жилищных отношений в РК. Так, в одном из основополагающих документов ОНН, статьей 25 Всеобщей декларации прав человека признается право на жилище как часть права на достаточный жизненный уровень. Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».
Однако несмотря на все документы, в Казахстане с каждым годом труднее получить жилье. Молодежь вынуждена скитаться по съемным квартирам, а кто-то жить у родителей с маленькими детьми. Причем в последнем случае молодой семье повезет, если квартира большая, и найдется комнатка для них, потому что бывают случаи, когда молодая семья живут в однокомнатной или двухкомнатной квартире с родителями и братом или сестрой. Самые упорные работают и умудряются откладывать в таких условиях деньги на свое жилье, но коварная инфляция делает мечту молодой семьи все менее осуществимой. Как же быть? Что сделать, чтобы проблема стала заметна?
Корреспондент Bizmedia.kz связался с президентом ОФ «Kazbrands», общественным деятелем и экспертом-аналитиком Кайкеновой Жанной, которая исследует право на доступное жилье для молодежи и молодых семей.
«Нами были проведены исследования среди молодежи и молодых семей о правах на достаточное жилище в рамках нашего мини-проекта «Продвижение права молодежи и молодых семей на достаточное жилище в Казахстане в контексте экономических, социальных и культурных прав» при поддержке Программы «Фонд Сорос-Казахстан» и Фонда парламентаризма в Казахстане. Результаты исследования говорят о том, что в обществе слабо ведется информационно-правовая работа о правах на достаточное жилище, можно сказать, вообще не ведется. Например, среди опрошенных нами 40 молодых людей в Рудном, только 3 человека знали что-то конкретно о программах льготных ипотечных займов через программы Отбасы банк.
В этом отношении проекты, предоставляемые зарубежными фондами, которые, как нам кажется, пекутся о соблюдении прав человека иногда больше, чем мы сами, являются для нас примером социальной активности общества и возможностью сотрудничать и выстраивать взаимодействие для обмена опытом и решения ряда социальных проблем через развитие информационно-правовых площадок, интерактивных форм работы с молодежью, расширении законодательства, политических и региональных инструментов власти, вовлечения местного и гражданского общества и активного взаимодействия с ним госорганов, о чем не раз говорил и Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своих программных выступлениях», - сообщил президент ОФ «Kazbrands».
Интервью с президентом ОФ «Kazbrands» Кайкеновой Ж. К.
Корреспондент взял интервью у Кайкеновой Жанны Касымовны, чтобы понять, на что необходимо делать упор как государству, так и самой молодежи в решении проблем.
Каким вы представляете «право на доступность жилья для молодежи и молодых семей»?
Государство, считая право на доступность жилья в том числе и для молодежи и молодых семей, должно не столько предоставлять жилище всем желающим, сколько содействовать полной реализации права на достаточное жилище, как компонента права на достаточный жизненный уровень. Именно Правительство и местная исполнительная власть в рамках данных им ресурсов обязаны продумывать эффективную жилищную политику и предпринимать все возможные усилия для обеспечения права на доступное жилье для молодежи и незамедлительно предпринимать все возможные шаги в этом направлении.
Это означает, что необходимо создавать конкретные условия для реализации этого права: законодательные, правозащитные, административные, социальные, стратегические и т.д. Например, создавать рабочие места, достойные условия для желающих работать и приобрести жилье или улучшать свои условия жилья.
Молодой человек и семья должны иметь возможность работать, а не разъезжать постоянно в поисках работы и стоять перед выбором: дать образование детям и другие потребности или откладывать все на жилье. Имеет смысл развивать альтернативные способы обеспечения прав на доступность жилья, кроме ипотечных займов. Было бы целесообразным постоянно исследовать молодежные социальные проблемы на местах и вместе решать их государственному сектору, обществу и бизнесу.
Благодаря Фонду парламентаризма в Казахстане, в частности, проекту «Укрепление национального потенциала НПО Казахстан по праву на достаточное жилище в контексте экономических, социальных и культурных прав» сделано немало работы по исследованию и анализу жилищных и ряда других социальных проблем, выработке предложений и рекомендаций для государственных органов по развитию жилищной реформы в стране.
В условиях, когда подавляющее число жилых помещений находится в частной собственности, роль государства в регулировании жилищной сферы существенно изменилась. Наиболее эффективные способы решения жилищного вопроса в стране состоят в развитии системы ипотечного кредитования и системы жилищных строительных сбережений, но которые, на мой взгляд, являются недостаточными в ряду ограниченных способов решения жилищных проблем.
Особенно остро стоит проблема доступности жилья для молодежи и молодых семей. Мы говорим, что молодежь — это будущее страны. Так надо создавать условия и вкладываться государству для того, чтобы воспитать достойное конкурентоспособное будущее страны.
Активная реализация жилищной политики и обеспечение права молодежи на доступное жилье означает, что молодые люди и особенно молодая семья могут более спокойно, без меньшей напряженности и нервозности заниматься работой, семьей, воспитанием и обеспечение семьи, развитием себя, своими культурными и другими интересами. Отсутствие жилья налагает большие трудности на реализацию этих вопросов, отсюда возникают неудовлетворенность и кризисные ситуации в семьях, в итоге увеличиваются разводы в обществе, молодые люди вынуждены тратить драгоценное для жизни время добыванием средств одновременно на приобретение жилья и обеспечением семьи элементарными потребностями: крова, одежды и пропитания.
Вы хотите поднять проблему более доступных ипотечных программ или шагнуть дальше и найти новое решение проблемы доступного жилья для молодежи?
В стране есть вроде как всеобъемлющее жилищное законодательство и политика, направленные на постепенную реализацию права на доступное жилище. Правительство трудно обвинить в игнорировании жилищных проблем различных категорий, в том числе и молодежи. Каждый год предлагаются какие-то меры, направленные на помощь в решении квартирного вопроса. На сегодняшний день для тех, кто не может быстро купить жилье, предлагается аренда без выкупа и льготные условия ипотеки в Отбасы банке.
Но вместе с тем, считаю недостаточной степень реформирования жилищной политики, инновации которой в рамках сегодняшнего нового проекта Закона «О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по реформирования жилищной политики» заключаются в основном в развитии ипотечных займов. И для этого был определен единый оператор по созданию Центра по обеспечению жильем на базе АО «Отбасы банк», который и будет заниматься распределением жилья по доходам согласно лестнице доступности жилья.
Сегодня в стране, по данным МИИР РК, насчитывается более 614 000 очередников, из них с доходом ниже одного прожиточного минимума 70 000 человек, среди которых наиболее нуждающимися из социально уязвимой категории населения являются 51 000 многодетных семей, 2 000 детей-сирот, 10 000 инвалидов 1 и 2 групп, более 7000 семей с детьми-инвалидами. Такой же примерно расклад дает нам сегодня и АО «Отбасы банк».
Однако гражданам приходится годами ждать своей очереди на жилье. На примере Костанайской области можно рассмотреть общую проблему обеспечения жильем молодежи на ближайшие годы. На начало 2022 года численность молодежи в области составляет 152 092 человека. В области в очереди на получение жилья стоит 23 857 человек, из них 6 462 человек (27%) являются молодежью в возрасте от 14 до 29 лет. В том числе 2 757 представителей молодежи проживают Костанае, 2 303 человек являются вкладчиками АО «Отбасы банк» (стоят как категории «Дети-сироты», «Многодетные семьи», «Государственные служащие и т.д.). В области разработана региональная программа «Жас Шаңырақ», аналогичная другим городам, где участниками являются молодые люди от 18 до 35 лет. Бюджет программы всего 700 млн тенге. Максимальная сумма займа — 15 млн тенге до 5% годовых с первоначальным взносом не менее 10% от суммы займа на 19 лет.
Опять-таки, если посчитать сроки получения жилья, то они почти вечны. Такая ситуация и в других областях. Потому одного способа решения жилищных проблем, а именно: лишь ипотечного кредитования здесь, явно видно, что недостаточно. Нужно расширять и развивать другие альтернативные способы доступности жилья.
В проведенном нами онлайн-опросе для молодежи и молодых семей, в том числе и в соцсетях, казахстанцами были предложены ряд также и других альтернативных решений в обеспечении жильем, и многие из них следовало бы рассмотреть властям.
Это снижение стоимости и доступности жилья через развитие кооперативных форм и социального жилья и других. Например, это форма хорошо практикуется в ряде стран Европы. Стоило бы рассмотреть возможность предоставления участков и каких-то средств для строительства государственного и частного жилья в поселках, занятости в сельских регионах, что сократило бы отток молодежи из села. Все это надо рассматривать в контексте развития экономических, социальных и культурных прав.
Всякое обсуждение жилищной проблемы почему-то подразумевает доступность квартиры в многоэтажных домах. При этом современные тенденции в развитых странах - это комплексная малоэтажная застройка. Именно такой формат является наиболее комфортным для жизни. В Казахстане есть объективные условия обеспечить индивидуальными домами 70 % и более населения, считает предприниматель по строительству малоэтажных домов Олег Ким. Именно такой показатель есть в Германии, Финляндии, Канаде. У нас в стране малоэтажная застройка пока представлена дорогими коттеджными городками и разношерстной и зачастую стихийной самостоятельной стройкой населения.
Еще одним решением может стать строительство целевого арендного жилья с долей социального внутри, это когда 10-30 процентов квоты в строящемся доме может быть выделена для людей с низким доходом, которые будут оплачивать 40-60% аренды. Эти дома без права продажи — только аренда. Это могут быть участки в непосредственной близости к центру города, с хорошей инфраструктурой. Ценообразование может регулироваться антимонопольным ведомством. Осуществить эту программу можно либо за счет бюджета, либо за счет инвесторов. Во всем цивилизованном мире этот бизнес арендного муниципального жилья довольно распространен и составляет до 50% жилого фонда. Кроме того, он существует в соответствии с рыночными правилами, так в хорошие жилые комплексы с чистой, ухоженной территорией и обслуживанием образуется очередь в виде листа ожидания, в то время как малопривлекательные комплексы вынуждены делать скидки, реновацию для привлечения людей.
Доступное жилье это не про дешевые ипотеки, это про дешевые квадратные метры. В странах ОЭСР примерно 15-20% социального жилья строиться также через кооперативы - по себестоимости. В Казахстане для этого не хватает проектного финансирования кооперативов и мало внимания уделяется этому альтернативному способу строительства, недостаточно конкурсных проектов с участием государства обеспечить субъектам строительства участки земли и коммуникации, остальное представив на конкурс проектов для застройщиков.
С какими трудностями при оформлении жилья по госпрограммам сталкиваются дети-сироты и молодые семьи?
Некоторые группы или лица сталкиваются с особыми трудностями при осуществлении своего права на достаточное жилище из-за того, кем они являются. Это социально уязвимые слои населения: дети-сироты, многодетные семьи, инвалиды.
Проведенное нами исследование показало, что в сфере реализации жилищных прав детей-сирот имеются существенные проблемы, которые препятствуют большинству из них реализовать свое право на жилье, гарантированное государством.
Среди основных трудностей и причин, не способствующих реализации прав детей-сирот на жилье, выделяются следующие: длительная очередность, медленные темпы строительства доступного жилья, отсутствие фактических гарантий со стороны государства, нарушение законодательства, касающегося прав на жилье этой категории детей, и конечно же, равнодушие и бюрократия со стороны чиновников местных исполнительных органов и др.
Приведем статистику, предоставленную нам Комитетом по охране прав детей Министерства просвещения. Например, состоящих в очереди на получения жилья на 1-ое полугодие 2022 года насчитывается в стране 60 329 из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Получивших жилье из государственного жилищного фонда на сегодня 287 выпускников детских домов, тогда как в прошлом году получили 1 211 человек из этой категории молодежи, ну и это число является небольшим. Вот и посчитайте сами, сколько же времени будут они ждать эту очередность. Получается — до седых лет.
Увидев информацию о наших исследованиях на право доступности жилища для молодежи и молодых семей, нам позвонили ряд выпускников и воспитатели детских домов о нарушении их прав. Одним из ярких примеров вопиющего нарушения законодательства здесь является ситуация выпускницы детского дома Снежаны Полинякиной. Так, выпускница детского дома г. Текели поведала мне о своих мытарствах и «футболу с ней» между ведомствами на предмет реализации своих прав на жилье. Счет пока не в ее пользу, хотя социальное право на доступность жилья на стороне детей-сирот в рамках нашего казахстанского законодательства.
А история у нее следующая. В октябре 2015 года ее взяли на патронат в город Текели. 9 июня 2016 года поставили на очередь в городе Текели (№ очередности 156). 1 октября 2016 года ее отправляют в Алматинский детский дом №1. В 2017 году Снежана выпускается из этого детского дома. В августе 2020 года ей вдруг приходит уведомление о том, что ее сняли с очереди в г.Текели, куда она вставала ранее (очередь уже достигла 109). 5 апреля 2021 года Снежана поехала в Текели и подала заявление на восстановление в очереди. Но 24 июня пришел ответ из управления жилищной инспекции г. Текели с отказом. 13 августа 2021 года девочка подает иск в Текелинский городской суд Алматинской области о неправомерности ее снятия с очереди. В суде, по ее словам, сказали, чтобы она подавала заявление в Каскеленскую область. 10 ноября 2021 года она подает заявление в прокуратуру Алматинской области, но ответа так и не получила до сих пор. Вот так работают наши правоохранительные органы по защите прав человека. А ведь судебные механизмы являются одним из важнейших элементов внутренних правоприменительных мер, обеспечивающих надлежащие средства правовой защиты лицам, чье право на доступное жилье было нарушено. Жизненно важную роль в обеспечении прав человека должна играть наша независимая и хорошо функционирующая судебная власть. Но как понимать здесь решение городского суда г. Текели?
А ведь согласно статье 73 «Закона о жилищных отношениях» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не подлежат снятию с учета. И таких примеров нам предоставили немало в ходе исследования вопроса права доступности на жилье для молодежи.
В предоставленной нам информации от акимата столицы на учете нуждающихся в жилье из коммунального жилищного фонда состоят 2671 человек по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Специальных программ по предоставлению жилья для такой категории в столице нет, как я поняла, и они наряду с другими молодыми людьми до 35 лет участвуют в программе Elorda Zhastary. В 2021 году по данной программе прошли отбор 7 человек. В рамках программы арендного жилья в 2021 году такой категории молодежи предоставлено 84 квартиры, тогда как в 2020 году было предоставлено 121 квартир. В рамках программы «Шанырак» (5-10-20) 15 детей-сирот воспользовались жилищным сертификатом при оформлении ипотечного займа.
В рамках казахстанского законодательства в целях защиты прав детей-сирот на каждого ребенка открываются жилищные депозиты, куда поступают средства от пособий, которые они могут в дальнейшем использовать по назначению. Но к сожалению, те факты, о которых нам поведали молодые люди – выпускники детских домов, свидетельствуют о том, что очень плохо поставлен мониторинг и контроль со стороны ведомств, в том числе и структуры акимата, к которым относятся управления образованием и жилищные инспекции.
Такие примеры говорят о том, что Правительство и госорганы должны принимать более эффективные меры по удовлетворению жилищных потребностей этой категории молодежи, вести учет и интересоваться судьбами выпускников детских домов, чтобы они не были предоставлены сами себе, не умея пользоваться своими правами и нанимать защиту.
Международная практика показывает, как в целях обеспечения подотчетности правительств применительно к праву на достаточное жилище, институты гражданского общества все шире прибегают к методам контроля, которые основаны на показателях, контрольных параметрах, оценке последствий и бюджетном анализе.
По примеру существующей в Организации Объединенных Наций системы специальных процедур предлагаю назначить в Казахстане Национального докладчика по контролю за осуществлением прав на достаточное жилище с правом осуществлять миссию по расследованию нарушений и выносить Правительству конкретные рекомендации, касающиеся права на достаточное жилище, а также соблюдения принципа гласности и справедливости при предоставлении государственного жилища, которое заявлено ст. 78 «Закона о жилищных отношениях». Думаю, что местная власть должна осведомлять Национального докладчика о положении бездомной молодежи после выпуска их из детских домов, как проблемы прав человека. А Национальная комиссия по правам человека, сосредоточивая внимание и усилия по обеспечению защиты экономических, социальных и культурных прав, должны также обеспечивать защиту их прав и на достаточное жилище.
В последнее время все больше молодежи перемещается в крупные города, оставляя за собой опустевшие города и аулы, как вы думаете, нужна ли какая-то льготная программа по предоставлению бесплатного или недорогого жилья в регионах?
На этот вопрос частично мы ответили выше, какие альтернативные способы на реализацию жилья можно развивать и в этом отношении.
Конечно, мы все видим, что сегодня нужно спасать и моногорода и аулы, развивая льготные региональные программы по предоставлению недорогого или даже бесплатного жилья, это окупится тем вкладом, который молодежь может сделать, развивая свой бизнес и заполняя рабочие вакансии в своих регионах.
В соответствии с международными стандартами на достаточное жилище, данные Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам любое жилище должно иметь удобства и инфраструктуры, доступ к безопасной питьевой воде, адекватной канализации, энергии для приготовления пищи, теплу, свету и т.д. И одним из критериев по международному стандарту должна быть доступность по стоимости и возможность трудоустроиться, чтобы оплачивать коммунальные услуги, право на образование и получение медицинских и других социальных услуг.
Что делать молодым семьям, которые потратили много времени и денег на образование в вузе и только устроились на работу, ни имея за собой ни гроша, но хотят приобрести жилье?
Выход для них один – если они являются работниками социальной сферы, то могут получить льготные займы для приобретения собственного жилья, написав заявление на постановку и учет на очередность в Центре по обеспечению жильем, принять участие в региональных программах «Жас отбасы» по месту жительства, которые запущены акиматами в ряде городов или же работать и копить на свое жилье. За 5 лет молодые люди получают возможность накопить деньги на покупку жилья как на свободном рынке, так и по госпрограмме, например, кредитного жилья акиматов.
В Отбасы банке нам объясняют, что «Жас отбасы» направлена на поддержку именно молодых семей. Неполные семьи могут участвовать в других государственных программах, таких как: «Бакытты отбасы», где при первоначальном взносе 10% заем выдается по ставке 2% со сроком до 19 лет, «Нұрлы жер» — при первоначальном взносе от 20% заем выдается по ставке до 5% годовых со сроком до 25 лет.
Молодая семья или молодой специалист может поехать по программе «Енбек» в регион, где требуются специалисты, и устроиться там на работу. Помимо официального трудоустройства в регионе прибытия участнику оплачивается переезд, предоставляется арендное жилье. Условия выплаты за переезд: по 70 МРП (204 190 тенге) на каждого члена семьи. Арендная плата за жилье: от 7 тыс. до 9 тыс. тенге в месяц. Льготная приватизация арендуемого жилья через 5 лет. Думаю, тоже неплохая программа для молодежи, только окончивших колледж или вуз. В рамках этой программы проводится также бесплатное обучение по востребованным профессиям, затем их могут отправить в регионы, где наиболее требуются люди с их специальностью.
Как молодежи можно накопить на квартиру? Молодой человек с 18 лет может самостоятельно приобрести квартиру по ставке 2% через «Отбасы банк», если за 10 лет до этого родители откроют ему депозит «Арнау». За это время на сберегательном счете необходимо собрать 50% от стоимости будущего жилья.
Мне только непонятно, почему другие банки не могут открывать такие депозиты? Или это невыгодно, скорее всего. Но ведь банки получают немало средств для своего развития от государства, почему бы им тоже не задуматься над различными альтернативными программами.
Что в Казахстане уже было сделано для решения проблем приобретения жилья для молодежи и молодых семей?
Внедрены условия получения кредита под 6% годовых, с дальнейшим получением жилищного займа под 5% годовых для молодых семей по программе «Жас отбасы». Данные условия направлены на поддержку молодых семей для дальнейшего предоставления возможности улучшить жилищные условия.
Сегодня разрабатываются региональные жилищные программы для работающей молодежи. Так, «Отбасы банк» совместно с акиматами запустил региональные программы, которые дают возможность молодым учителям, врачам, медсестрам, работникам культуры, спортсменам, тренерам-преподавателям, журналистам, преподавателям вузов, научным сотрудникам и представителям социальной сферы получить льготные займы для приобретения собственного жилья.
Возраст заемщика — не старше 35 лет, официальный стаж работы — не менее одного последнего года на момент подачи заявки, доход — на каждого члена семьи не должен превышать размера 6 ПМ (1 ПМ — 37 389 тенге). При этом,отсутствие недвижимости в течение последних 5 лет. Максимальная же сумма займа зависит от региона. Если недвижимость стоит больше, то разницу можно оплатить из собственных средств. Первоначальный взнос — не менее 10%. Процентная ставка — 5% годовых (ГЭСВ 5,2%). Срок и цена зависит еще и от региона.
Региональные жилищные программы для работающей молодежи уже реализуются в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Карагандинской и Жамбылской областях. Уже до конца этого года запуск аналогичных программ рассматривается еще в 4 регионах — Алматинской, Кызылординской, Мангистауской, Западно-Казахстанской областях. Планируется, что до 2025 года программы заработают во всех регионах страны. Об этом можно узнать на сайтах Отбасы банка, региональных акиматов и сайта Правительства. Предусматривается также развивать арендное жилье.
Программа «Алматы Жастары» также позволяет алматинцам в возрасте до 35 лет получить льготный заем для покупки жилья на первичном либо вторичном рынке. Кредит будет предоставляться под льготные 5% годовых. Срок возврата кредита по программе будет рассчитываться индивидуально, по платежеспособности, сроком от 3 до 19 лет.
Нужно ли развивать для молодежи и молодых семей программы аренды с последующим выкупом?
Конечно же, думаю, надо развивать арендный способ жилья в стране и дальше, и другие альтернативные способы. Пятый год в Казахстане самым социально уязвимым гражданам из числа очередников предоставляют арендное жилье без выкупа. В таких квартирах можно жить хоть всю жизнь, но без права собственности. В ближайшее время утвердится Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2025 года, в рамках которой предусматривается дальнейшее видение развития жилищной политики.
В рамках нового законопроекта по вопросам реформирования жилищной политики, который в настоящее время находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента, с 2022 года будет внедрен новый механизм обеспечения арендным жильем социально-уязвимых слоев населения. Он предусматривает субсидирование аренды жилья у частных застройщиков, в том числе и в существующем жилищном фонде.
Но при этом отметим, что в 2022 году средства предусмотрены только на завершение начатых объектов строительства арендного жилья. Таким образом, дальнейшее активное строительство арендных квартир, как это было раньше из средств республиканского бюджета, не предполагается. Деньги на возведение новых объектов арендного жилья будут отныне выделяться только из местного бюджета, который зачастую не может потянуть большие объемы строительства.
Одним из главных условий является то, что вышеуказанные граждане должны иметь совокупный среднемесячный доход за последние 12 месяцев перед обращением о предоставлении жилища на каждого члена семьи ниже 3,1-кратного размера прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (111,6 тысяч тенге в 2022 году) за исключением детей-инвалидов.
Жить в арендной квартире от государства можно хоть всю жизнь. Единственное, что не стоит забывать, это продлевать договор найма каждые 5 лет. Многие очередники опасаются, что в случае смерти арендатора, члены его семьи останутся без жилья. Однако это не так, совершеннолетние члены семьи, указанные в договоре найма, имеют право переоформить договор на свое имя после смерти основного нанимателя.
Арендное жилье без права выкупа предоставляется наиболее социально уязвимым категориям населения. А это значит молодежи и молодым семьям в регионах пока это право не предоставляется, но, возможно, планируется в будущем. Я думаю, предоставление арендного жилья с правом или без права выкупа можно было сделать и для этой категории населения, так как молодым долго придется копить на первоначальный взнос, многие из них не имеют стабильной работы или достаточного дохода для приобретения жилья в скором времени. Можно бы строить также альтернативное недорогое жилье малосемейного типа для молодежи, а также хорошие общежития с условиями для работающей молодежи.
Но в городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент для работающей молодежи будет предоставляться также арендное жилье без выкупа, с условием ежемесячно оплачивать расходы на коммунальные услуги и вносить денежные средства на сберегательный счет в любом банке второго уровня. Размер вкладов будет определен договором найма. По данным госорганов, с 2019 года уже предоставлено 7000 арендных жилищ. Правительство планирует до 2025 года выдать 12 тысяч квартир для работающей молодежи.
По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в 2022 году планируется обеспечение жильем 3000 представителей работающей молодежи в этих городах.
Участвовать в программе могут официально трудоустроенные молодые люди, либо молодые люди, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность.
Условия, можно сказать, тоже непростые. Ежемесячный доход должен составлять не менее 40 МРП (122 520 тенге в 2022 году). Предполагается, что до конца года будет внесено изменение в правила предоставления арендного жилья в части снижения требования к подтверждению ежемесячного дохода для молодежи до 25 МРП.
Учитывается также наличие депозитного счета в любом из банков второго уровня. Кроме того, участник программы должен иметь прописку в указанных городах не менее 2 последних лет. Подробнее об этом можно узнать, думаю, на сайтах госорганов, в частности, акиматов и АО «Отбасы банк».
Что еще нужно знать нам всем о международных стандартах права на достаточное жилище, которыми должны руководствоваться также наши государственники при обеспечении этих самых прав?
В соответствии с международными стандартами и характеристиками права на достаточное жилище, данные Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам о право на доступное жилье не следует толковать узко. Его следует расценивать также как право на то, чтобы жить где-то в условиях безопасности, мира и уважения достоинства.
Жилище должно иметь удобства и инфраструктуры:
- доступ к безопасной питьевой воде, адекватной канализации, энергии для приготовления пищи, теплу, свету, системам хранения продуктов питания или удаления отходов;
- одним из критериев по международному стандарту должна быть доступность по стоимости: то есть, его стоимость не должна ставить под угрозу возможность осуществления его обитателями других прав человека или подрывать эту возможность.
В этом отношении есть над чем работать нам всем в Казахстане. Все эти проблемы не до конца решены в регионах и имеют важное отношение к условиям жизни. Не секрет, что высокий уровень безработицы, снижение качества образования и медицинского обслуживания и ограниченный доступ к таким основным услугам, как безопасная питьевая вода, комфортность жилья, в сельских районах по-прежнему вынуждает многих граждан и большое число семей покидать свои деревни в поисках возможностей для трудоустройства и повышения уровня жизни в других местах.
Международное право на доступное жилье предполагает также наличие и уважение прав и свобод человека.
Эти права и свободы включают в себя обязательно:
- защиту от принудительных выселений и произвольного разрушения и уничтожения дома человека;
- право быть свободным от произвольного вторжения в жилище,
- частную и семейную жизнь человека;
- право выбирать место своего жительства, определять, где жить человеку, и свободу передвижения.
Наряду с этим, принципы международного права на достаточное жилище предусматривают возможность пользоваться такими правами, как:
- гарантированность проживания;
- реституцию жилья, земли и имущества;
- равный и недискриминационный доступ к достаточному жилищу;
- участие в принятии решений по связанным с жилищем вопросам на национальном и общинном уровнях.
Следует отметить, что в дополнение к удовлетворению основных потребностей в жилье, жилье содействует позитивным результатам жизни для семей с низким и средним уровнем дохода.
Отсутствие для большинства граждан возможности купить жилье воспринимается во многих странах как национальная угроза, и потому во многих странах возобновляются социальные программы строительства жилья, и это нельзя путать с термином «доступности жилья», когда жилье приобретается самостоятельно гражданами исходя из собственных доходов с помощью ипотечного кредитования и где доступность отражает соотношение цен на недвижимость и его финансовые возможности.
И здесь бы я отметила еще тот факт, что у нас нет исследований, общественных и бизнес-форумов для обсуждения, разработок альтернативных способов строительства и приобретения жилья, кроме обсуждения самого правительства и госорганов, без участия общественных советов и лидеров строительного бизнеса. Так, правительства зарубежных стран часто проводят дискуссионные форумы и конференции по вопросам развития и доступности жилья в обществе.
Жилищные программы в Соединенных Штатах уже давно измеряют доступность жилья в процентах от дохода. Поддержание стоимости жилья на уровне ниже 30 процентов от дохода предназначено для обеспечения того, чтобы люди не были обременены расходами лишь на жилье, и у семей было достаточно денег для оплаты других расходов. например, эксперты, представленные Американским институтом предпринимательства, Банком Израиля, Советом управляющих Федеральной резервной системы, Тель-Авивским университетом и Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе, уделяют важную роль этому показателю доступности жилья. А группа экспертов Пенсильванского университета под председательством Сьюзан Вахтер, профессора недвижимости и финансов изучает системно причины и последствия высокой стоимости жилья и проблемы, связанные с порогом доступности жилья в размере 30 процентов от дохода, прежде чем представить альтернативный метод измерения доступности жилья.
А что делается в этом отношении у нас в Казахстане? Как возникают критерии стоимости жилья, и кто участвует в обсуждении жилищной и ценовой политики? Есть ли у нас институты и эксперты, ученые, финансисты, занимающиеся этими вопросами и предлагающие свои альтернативные способы решения жилищных проблем? Местные сообщества и люди не знают ответов на вопросы, как складываются у нас цены на жилье, и никто не советуется с ними в этом отношении. Кто у нас мониторит получение льготного займа для покупки жилья? И есть ли отчетность и общественный контроль в этом вопросе?
Исследования показывают, что доступное жилье способно помочь улучшить здоровье жителей, доступ к образованию и перспективы трудоустройства. И наоборот, высокая стоимость жилья связана с негативными последствиями для жизни, такими как ухудшение психического здоровья, сокращение расходов родителей на другие потребности, в том числе и на достижения детей в семьях с низким и средним уровнем дохода, а также снижение уровня образования среди детей. В качестве альтернативы семьям придется сократить расходы в других областях, таких как транспорт, здравоохранение, питание и образование, чтобы компенсировать высокие расходы на жилье, на возможность заниматься предпринимательством, собственным развитием и отдыхом.
Обеспечение того, чтобы политики определяли доступность жилья таким образом, чтобы семьи могли получать качественное жилье и достаточные средства на другие расходы, среди которых ключевое значение имеют здравоохранение и образование, важно для того, чтобы помочь этим семьям процветать, в итоге экономике страны.
Механизмы обеспечения подотчетности имеют важнейшее значение для обеспечения того, чтобы государства уважали свои обязательства по отношению к праву на доступное жилье. Контроль осуществляется на национальном, региональном и международном уровнях, и в него вовлечен целый ряд субъектов, таких, как само государство, гражданское общество и международные правозащитные механизмы.
Выводы
Как правильно отметила общественный деятель и эксперт-аналитик Кайкенова Жанна, имеющихся вариантов решения проблемы «права доступности жилья для молодежи и молодых семей» недостаточно. Следует искать альтернативные варианты решения, исследуя корень проблемы.
Жанна Касымовна подчеркнула, что в отличие от США или Европы, у нас нет достаточных исследований, центров исследования данной проблемы, общественных обсуждений и прочего. Недостаточно ученых и экспертов этой области, для дальнейшего совершенствования программ. Также хромает осведомленность граждан о действующих государственных программах. Кроме того, судя по предоставленным данным, президентом ОФ «Kazbrands» количество выданных квартир детям-сиротам с каждым годом становится все меньше.
Проблема «права доступности жилья для молодежи и молодых семей» требует должного и тщательно внимания со стороны государства. Ведь для того, чтобы молодежь была способна к какому-то совершенствованию себя и своих детей, нужно обеспечить доступность жилья. Это повысит условия и качество жизни молодежи и молодых семей, снизив их тревожность за завтрашний день. Ведь кому понравятся вечные переезды с одной квартиры на другую?
Кроме того, молодые семьи экономят на качестве продуктов и вещей, чтобы скопить необходимую сумму для первоначального взноса на первичном рынке или для полной покупки жилья на вторичном рынке. И некоторым из них приходится наблюдать, как двух-трех комнатные квартиры, на которые они так долго копили, становятся все дороже и дальше с каждым годом. Это вынуждает их либо копить все больше, ужимая расходы, либо брать жилье поменьше. Хотя к тому моменту, как семья приобретает жилье — у нее уже может быть двое разнополых или даже трое детей, для которых нужны отдельные комнаты.
Остается надеяться, что эта битва за «право доступности жилья для молодежи и молодых семей» будет выиграна и голоса молодежи наконец дойдут до государства. И в стране появятся альтернативные варианты и новые государственные программы.