Немного о льготном автокредитовании в Казахстане и Америке. К чему привела программа автокредитования у нас и почему она была сырой?
Автокредитование в Америке
В Соединенных Штатах наблюдается снижение объемов автокредитования. Это связано с тем, что банки одобряют меньше кредитов субстандартным заемщикам. Причина этого в том, что существует высокий риск дефолта таких заемщиков из-за высоких цен на бензин и высоких цен на подержанные автомобили.
Цены на подержанные автомобили растут быстрее инфляции: к маю 2022 года они вырастут на 16%. Американские банки фокусируются на кредитовании более надежных клиентов, с кредитным рейтингом Fico выше 601. Это связано с тем, что заемщики с более низким кредитным рейтингом рассматриваются как более рискованные инвестиции.
Автокредитование в Казахстане
У нас в Казахстане ситуация другая. Месяц назад было объявлено, что люди смогут получить льготное кредитование без первоначального взноса, под 4% годовых, на сумму до 10 млн тенге, с максимальной стоимостью авто до 15 млн тенге на 7 лет. Средства, выделенные на эту программу, составили 100 млрд тенге и они полностью освоены.
Министр МИИР заявил, что количество заявок, полученных на программу, превысило 20 000, и что дополнительного финансирования на нее не ожидается. Но программа будет возобновляться по мере осуществления выплат. Программа стала очень популярной.
Льготные автокредиты приведут к росту цен
Салоны были переполнены очередями, а количество автомобилей было недостаточным. Многие эксперты прогнозировали рост цен на автомобили, и сейчас это становится явью. Это происходит на фоне роста цен на автозапчасти из-за сбоев в логистике и санкций, а также цен на автосервис.
Льготное автокредитование приведет или уже привело к росту цен на автомобили, поскольку спрос на них опережает предложение. Хотя эта тенденция вряд ли будет продолжаться бесконечно, в краткосрочной перспективе она оказала повышательное давление. В долгосрочной перспективе цены на автомобили, вероятно, постепенно будут снижаться, хотя в Казахстане ничего не дешевеет.
Программа должна быть совершеннее
Вообще, когда заговорили о льготном автокредитовании, народ выдохнул. На минуту показалось, что это возможность зацепиться за необходимость. Необходимость купить или обновить авто. Для себя или на семью. Для работы или души.
Но. Как всегда, есть какие-то но. А хотелось бы, чтобы было проще. Хоть на чуть-чуть.
Но чтобы это «чуть-чуть» заработало, нужен план. План от тех, кто это строит. Нужно было просчитать, что машин не будет хватать. Что народу программа понравится, ведь это какая-никакая помощь. Но все это было недоработанно.
На бумаге легко, а по факту?
В Казахстане льготное автокредитование вызвало много вопросов. Как планировали, почему не предусмотрели то и это. Почему многие остались не у дел. Ведь как и говорилось выше, изначально льготное автокредитование планировалось как помощь народу.
Мы увидели, что на бумаге получить льготный автокредит — легко. Но, кажется, это заблуждение. В первый день, 16 мая, когда программа запустилась, в автосалонах были бешеные очереди. За место нужно было воевать.
Итог
В банках была и до сих неразбериха с документами. Менеджеры не знают, какие доки нужны и так далее. В итоге мы получили сырой продукт, который должен был стать спасательным кругом. Надеемся, что в следующий раз будет продуманнее.
Читайте также:
- 100 млрд на льготное автокредитование потратили в Казахстане. Что дальше?
- Предоплата по льготному автокредитованию: ответ АКАБ
- С августа в РК — новый механизм льготного автокредитования
- Банкам выделили еще 17 млрд на льготное автокредитование в Казахстане
- Продолжат ли программу льготного автокредитования в Казахстане
- Тонкости и хитрости льготного автокредитования 4% в 2022
- Остановлен прием заявок на льготное автокредитование в РК