В жизни бывает такое, что садишься за стол на кухне, а в голове мысль: «Не могу заплатить кредит, что делать?». Кажется, что трудно найти выход или его и вовсе нету. Но он есть. Главное — не сдаваться. Корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса узнал, что делать в этой ситуации.
Никто не застрахован от разных непредвиденных ситуаций, из-за которых финансовое положение может ухудшиться. Ситуации бывают разные: потеря работы, снижение заработанной платы, проблемы со здоровьем — такое может случиться с каждым. Вследствие чего возникает невозможность исполнения своих финансовых обязательств перед кредитором, пишет Fingramota.kz и дает несколько советов.
Что делать, если у вас нет возможности платить по кредиту?
Заемщики-физлица, имеющие просроченную задолженность, могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов или микрозаймов напрямую с кредиторами. Такую возможность казахстанцы получили в 2021 году.
- Так, согласно внесенным поправкам в законодательства РК, с 1 октября 2021 года введен единый правовой режим урегулирования кредитными организациями (банком или микрофинансовой организацией) проблемной задолженности заемщиков – физических лиц. В соответствии с данным режимом кредиторы обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 календарных дней с момента ее наступления.
В уведомлении кредиторы должны проинформировать заемщика о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться к ним и последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.
Не могу заплатить кредит. Совет первый
Как банки должны информировать заёмщика о просрочке
С 1 октября 2021 года введён единый правовой режим урегулирования кредитными организациями (банком или микрофинансовой организацией) проблемной задолженности заёмщиков – физических лиц. В соответствии с этим режимом кредиторы обязаны уведомить заёмщика о возникшей просрочке в течение 20 календарных дней с момента её наступления.
В уведомлении кредиторы должны сообщить заёмщику о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться к ним и последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.
Совет второй
Куда нужно обратиться заёмщику для решения проблемы
Если у заёмщика есть просроченная задолженность по кредиту, ему необходимо в течение 30 календарных дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовую организацию, в которой он обслуживается, для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.
В заявлении заёмщику необходимо указать:
- Причину неисполнения обязательств. Важно иметь на руках документы, которые подтверждают ухудшение финансового положения.
- Свои варианты по исполнению обязательств. Заёмщик может предложить кредитору, к примеру: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора, метода погашения, прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отмену неустойки (штрафы, пени), создание нового графика платежа с учётом своего финансового положения или самостоятельную реализацию залогового имущества.
Совет третий
Как банки реагируют на просьбы заёмщиков
Банк обязан принять заявление заёмщика, зарегистрировать и рассмотреть в соответствии с законодательством РК в течение 15 календарных дней и предоставить ответ о принятом решении:
- согласиться, принимая предложенные изменения в условия договора;
- предоставить свои предложения по изменению условий договора;
- отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.
При принятии решения по первым двум пунктам кредитор вносит изменения в условия договора в течение 15 календарных дней.
Совет четвертый
Куда обращаться, если банк не пошёл на встречу
При недостижении взаимоприемлемого решения об изменении условий договора заёмщик вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Совет пятый
Что будет, если не платить за ипотечный кредит
Если заёмщик не исполняет обязательства по оплате ипотеки, кредитор может реализовать залоговое имущество во внесудебном либо судебном порядках.
Залогодержатель обязан направить уведомление должнику о начале проведения реализации недвижимого имущества во внесудебном порядке, о возможном обращении в судебном порядке взыскания на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки.
Залогодатель вправе в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения уведомления о начале проведения реализации недвижимого имущества, ходатайствовать перед залогодержателем о самостоятельной реализации указанного имущества.
В соответствии со статьёй 20-1 Закона об ипотеке, с января 2022 года в Казахстане введена обязанность залогодержателя предоставить залогодателю, по его ходатайству, возможность в течение трёх месяцев самостоятельно реализовать залоговое имущество по цене не ниже минимальной.
Минимальная цена реализации залогового имущества, устанавливаемая залогодержателем, должна составлять 75% от оценочной стоимости, указанной в отчёте об оценке, с даты составления которого прошло не более шести месяцев. Оценка осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РК об оценочной деятельности.
Потребители финансовых услуг могут оспорить информацию в своей кредитной истории онлайн
В целях защиты прав потребителей финансовых услуг и улучшения кредитной истории заемщиков Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Государственным кредитным бюро (далее – ГКБ) и с Первым кредитным бюро (далее – ПКБ) введен дистанционный процесс оспаривания информации в кредитной истории на образовательном медиапортале по финансовой грамотности www.fingramota.kz.
Оспорить информацию в кредитной истории можно также на сайтах ГКБ в разделе «Как оспорить информацию», и ПКБ в разделе «Оспаривание информации».
Данная услуга для граждан предоставляется бесплатно. Прием заявок осуществляется в режиме онлайн. Отработка заявлений – в установленные законодательством сроки. В течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления об оспаривании информации и на основании полученного от кредитора ответа заявителю будет направлен соответствующий результат от кредитных бюро.
В случае признания некорректной информации и внесения корректировок кредитором, данные изменения отразятся в кредитном отчете заявителя.
Случаи оспаривания информации, содержащейся в персональном кредитном отчете:
- при обнаружении в кредитной истории текущей просрочки по погашенному платежу;
- при наличии задолженности по закрытому договору;
- при оформлении на заявителя кредита мошенническим путем;
- если в кредитном отчете заявитель увидел запрос на получение кредитной истории организацией, которой он не давал согласие;
- при отображении некорректной информации персональных данных; при отсутствии статуса «реабилитирован» по кредитным контрактам, соответствующим требованиям правил реабилитации.
Если вы не согласны с какой-либо критичной информацией, содержащейся в персональном кредитном отчете, вы имеете право обратиться в ПКБ: написать заявление об оспаривании информации (подается через сайт www.fingramota.kz, нужно указать в специальной форме свои данные: ИИН и номер телефона), а также в ГКБ с заявлением об оспаривании информации (форма заявления размещена на сайте ГКБ https://www.mkb.kz в разделе «Как оспорить информацию»).
Для оспаривания информации в кредитной истории на сайте www.fingramota.kz необходимо иметь актуальный персональный кредитный отчет, полученный не позднее чем за 15 дней до даты подачи оспаривания.
Запросить его можно в кредитных бюро:
- в ГКБ – посредством обращения через сайт id.mkb.kz. Персональный кредитный отчет предоставляется ГКБ бесплатно и без ограничений количества выдаваемых отчетов.
- в ПКБ – посредством порталов www.1cb.kz, электронного правительства www.egov.kz, а также в центрах обслуживания населения (ЦОН) по месту жительства или в отделениях АО «Казпочта». Персональный кредитный отчет предоставляется ПКБ также бесплатно.
В соответствии с законодательством гражданин Республики Казахстан имеет право получить свою полную кредитную историю один раз в год бесплатно.
Статус заявления об оспаривании информации в кредитной истории можно отслеживать:
- через корпоративный WhatsApp чат ГКБ: + 7(701) 485 08 34;
- в личном кабинете на портале ПКБ.
Читайте также: