Влияет ли вооруженный конфликт между Россией и Украиной на цены на авто в РК? Конечно, машины будут дорожать. Насколько — вопрос открытый.
Корреспондент Bizmedia.kz решил разобраться в этом вопросе и заодно узнать влияет ли на изменение цен сборка машин в Казахстане. Отметим, что ответить нам помог материал с сайта Kolesa.kz.
Ситуация вокруг конфликта России и Украины неприятно аукнется во многих сферах жизни казахстанцев, в том числе автомобильной. И дело не только в том, что курс тенге к доллару сильно зависит от российского рубля, но и от связей нашего официального авторынка с соседским через дистрибьюторов и поставщиков.
Однако в первую очередь следует остановиться на ценах, ведь стоимость автомобилей в местных автосалонах напрямую диктуется валютным курсом. Это справедливо как для полностью импортных машин, так и машинокомплектов, ввозимых в Казахстан для последующей сборки. И те и другие оплачиваются в иностранной валюте. Можно с уверенностью заявить: вслед за ослаблением курса тенге цены на новые автомобили взлетят вверх. Зависимость прямая. Насколько — вопрос открытый, и прогнозы строить не выходит, т. к. тенге слабеет день ото дня.
Схожие сценарии все видели после каждой девальвации. Да и в целом, если оглянуться назад и посмотреть, сколько некоторые модели стоили раньше и сколько стоят сейчас, можно заметить, что цены в переводе на доллары США за несколько лет росли медленнее по сравнению с тенге.
Цены на авто в РК будут расти
Вот, к примеру, Lada Granta. В 2012 году за седаны просили от 1 186 000 тенге, или около 8000 долларов по курсу на тот момент. В 2019 году с появлением обновлённой «Гранты» ценник в долларах вырос лишь на 160, а вот в тенге прибавка оказалась более существенной. В графе «от» значилась цифра 3 095 000. В январе 2022-го Lada Granta в Казахстане предлагали покупать по цене от 3 665 000 тенге, ну а в долларах это 8405.
Итого в американской валюте цена за 10 лет выросла на 5.1 %, а в казахстанской — на все 209 %.
Если предположить, что курс доллара устаканится на отметке 500 тенге, цена на «Гранту» будет стартовать от 4.2 млн тенге.
Иной пример — Toyota Camry XV70. Седаны последнего поколения вышли на рынок Казахстана в 2018 году. В том июле стоимость простейшей версии Camry составляла 8 990 000 тенге, или 26 363 доллара. В 2021 году модель пережила обновление, а к началу 2022-го в официальных прайсах тенговая стоимость машины в самой доступной комплектации с новым 2-литровым мотором и вариатором составляла 13 400 000 тенге. В долларах по курсу на начало февраля это 30 911. Итого плюс 4548 долларов, или 17.3 %. В тенге прибавка составила 50.7 %, или 4 410 000.
А как изменится стоимость автомобиля, выпускаемого сейчас в Казахстане по методике CKD, то есть с увеличенной долей локализации — со сваркой и окраской кузова. Один из них — популярный седан Hyundai Accent.
В середине 2016 года за седаны ещё полностью российского производства в автосалонах РК просили от 3 700 000 тенге, или примерно 10 922 доллара. Сейчас схожих по уровню комплектаций в продаже нет, так что возьмём версию подороже, но с тем же базовым мотором объёмом 1.4 л и механикой. По прайсу она стоила в то же время 4 280 000 тенге, или 12 634 доллара. За пять прошедших лет Accent успел не только пережить рестайлинг, но и прописаться сначала на костанайском предприятии, а с 2020 года на алматинском заводе Hyundai. Цена тоже подросла. Схожая по оснащению машина в вариации Active Plus в январе 2022 года уже оценивалась в 6 390 000 тенге, или 14 655 долларов по тогдашнему курсу. Простейший расчёт показывает, что с 2016 по 2022 год стоимость Hyundai Accent в долларах выросла на 16 %, а в тенге на 49.3 %.
Почему растут долларовые цены на новые автомобили? Причин для роста цен в валюте на самом деле много, начиная от расширения набора стандартного оборудования, опций, а также различной электроники и заканчивая удорожанием сырья, из которого делается техника. Но помимо этого есть и некоторое ценовое регулирование со стороны автоконцернов. Стоимость формируется так, чтобы избежать реэкспорта машин между соседними странами. Зачастую планка оценивается по самому крупному рынку в регионе.
Да, у дистрибьюторов и дилеров могут быть свои запасные планы по сдерживанию роста цен, но они ведь тоже не резиновые. И если прайсы не перепишут прям завтра, то это неминуемо произойдёт через месяц-два. В убыток себе продавать автомобили никто не станет. При этом подорожание собираемых в Казахстане моделей ожидается чуть ниже, чем импортных.
Рост цен на новые автомобили не единственный повод для беспокойства. Из-за санкций в отношении России наши автосалоны могут лишиться и определённых моделей, которые приходили в страну из РФ либо заказывались через российских дистрибьюторов. В этом списке машины как премиальных марок вроде Jaguar и Land Rover, так и Nissan, Mitsubishi, Renault и Volkswagen, к примеру.
Также казахстанским автовладельцам стоит готовиться и к повышению стоимости импортных запчастей и расходников: масел, фильтров, охлаждающей жидкости и покрышек.
Отмена утильсбора не решит всех проблем
Выплату за сдачу на переработку старых авто могут пересмотреть
Методику расчёта новых ставок утилизационного сбора в настоящее время пересчитывает министерство индустрии и инфраструктурного развития. Документ согласуют с Минэкологии и примут до 1 мая текущего года, ставки на утильсбор обещано снизить до 50 %.
Как сообщили в АО «Жасыл Даму», пока старые машины на переработку не принимают. Возобновить сбор планируется после утверждения новой методики. При этом сумма компенсации за сдачу на утилизацию и стоимость сертификата для приобретения транспортного средства казахстанской сборки могут измениться. В большую или меньшую сторону, пока не известно.
В компании напоминают, что в настоящее время утилизационные платежи принимаются в штатном режиме по действующим ставкам по новым банковским реквизитам АО «Жасыл Даму». С момента передачи новым утилизаторам полномочий от «Оператора РОП» выдано уже 9347 сертификатов об уплате утильсбора.
Западные автопроизводители прекращают отгрузку машин в Россию
Уже бьют тревогу и российские автодилеры, сообщившие Autonews.ru о приостановке поставок готовых машин рядом автопроизводителей. Вследствие чего заказы на часть моделей могут быть отменены ввиду полного прекращения завоза в страну.
Источник издания в отрасли назвал происходящее «настоящим кошмаром», предположив, что в сложившейся ситуации преимущество будет на стороне китайских компаний, которые смогут работать с Россией, не опасаясь возможных санкций.
Jaguar Land Rover уже проинформировал российских дилеров, что с 24 февраля приостанавливает отгрузки новых автомобилей «до отдельного, последующего уведомления». В сообщении указано, что машины, заказанные до 22 февраля, будут отгружены в соответствии с «графиком, который в настоящее время прорабатывается командой логистики». Скорее всего, в ближайшее время подобной реакции стоит ожидать и от других автопроизводителей.
Стоить напомнить, что дилеры JLR в Казахстане работают с российскими стоками, а продажами управляет московский офис. Как отразится ситуация с поставками британских автомобилей в нашу страну, пока не известно.
В то же время Министерство торговли США опубликовало списки запрещённых к экспорту товаров в РФ. В них полупроводники и датчики, необходимые российскому автопрому.
Читайте также: