В Казахстане дорожают машины. Это знают все. Цены растут на новые и подержанные авто. Но нам стало любопытно, растёт ли стоимость, например, в США или Европе? Разбирается команда Bizmedia.kz.
Напомним, что на протяжении 2021 года во всём мире наблюдались проблемы с доступностью новых автомобилей. Причина кроется как в логистических трудностях, так и в глобальном дефиците полупроводников, из-за которого автопроизводители регулярно останавливали и продолжают останавливать заводы. Естественно, Казахстана все эти сложности тоже коснулись.
Популярных моделей в наличии не сыскать, а те, что появлялись, дилеры спешили продавать с существенной наценкой в виде допоборудования. При этом заказанные новые авто могли ехать (и едут) в страну месяцами. Вся эта ситуация привела к уходу на вторичный рынок. Подержанные машины начали дорожать. В итоге средние цены на некоторые двухлетние модели выросли до 22 %, а определённые машины и вовсе продают дороже новых в автосалонах.
Вот пример. За 2021 год стоимость нового Hyundai Accent в официальных прайсах выросла на 400 000 тенге независимо от комплектации. В то же время средняя цена седанов 2019 года выпуска на вторичке между январём и ноябрём минувшего года поднялась с 6 482 800 до 7 887 700 тенге.
Hyundai Accent | январь, 2021 (тг) | январь, 2022 (тг) |
Active Plus 1.4 MT | 5 990 000 | 6 390 000 |
Comfort 1.6 AT | 6 690 000 | 7 090 000 |
Elegance 1.6 AT | 7 090 000 | 7 490 000 |
Цены на вторичке растут как у соседей, в России и Узбекистане, так и в странах с куда более развитым авторынком. Ярким примером в этом плане являются США.
По данным агентства «АВТОСТАТ», в России за 2021 год средняя стоимость подержанного автомобиля перевалила за 1 049 000 рублей (около 6 млн тенге). Рост с начала 2021 года составил 52 %, или 361 тысячу рублей (чуть более 2 млн тенге). Как и в нашей стране, машины в возрасте от года до двух, которые избежали ДТП и сохранили техническое состояние, близкое к заводскому, продавались дороже, чем новые.
Как дорожают машины в США?
Минувший год в Штатах стал рекордным по продажам подержанных автомобилей. В сравнении с 2020-м цифры выросли примерно на 10 % и достигли 40.9 млн машин за год. Из этого числа 22.2 млн машин были реализованы через частные салоны, специализирующиеся на продажах подержанных авто.
Вместе с рекордами по объёму рынка на новые вершины вышла и средняя стоимость. Так, если к концу 2020 года ценник был на уровне чуть ниже 21.7 тысячи долларов, то в последние месяцы 2021-го показатель прибавил почти 34 % и достиг 29 тысяч.
Подержанные машины продают дороже новых
Если рассматривать отдельные модели, то некоторые автомобили на вторичном рынке стали существенно дороже новых, по крайней мере, при сравнении с рекомендуемой стоимостью (MSRP). Портал iSeeCars проанализировал более 1.5 млн сделок на рынке страны и выявил полтора десятка годовалых и двухлетних моделей, которые заметно прибавили в цене.
Лидером рейтинга оказался Mercedes-Benz G-Class. Высокий спрос на «гелик» привёл к тому, что на вторичке за свежие машины просят на 35.6 % больше цены в официальных прайсах. В долларах это, к слову, на 62.7 тысячи! В первой тройке также отметились Chevrolet Corvette, покупка которого с рук обойдётся на 20.2 % дороже, чем заказ в салоне, и электромобиль Tesla Model 3 (+17.8 %).
В дефиците и росте цен на Gelandewagen была вина ограничения с конца лета 2021-го поставок в США машин с V8, которые идут под капот самых востребованных версий: G500 и G63.
В топе есть и хорошо знакомые казахстанцам модели. В их числе Kia Rio, Hyundai Accent и Subaru Crosstrek, известный как XV. Оба компактных седана с рук стоят примерно на 2 тысячи долларов дороже новых, а «субарик» оценивается на 3.5 тысячи выше.
Аномальный рост цен на дизельные Volkswagen
На сегодняшний день Volkswagen официально не поставляет модели с дизельными моторами в США. Тем не менее на рынке страны остались десятки тысяч подобных автомобилей, в том числе почти новые.
Под конец 2021 года американские СМИ заметили, что дилеры в разных регионах страны по-прежнему распродают дизельные Volkswagen Touareg 2014 и 2015 годов выпуска, отозванные и перепрошитые из-за дизельгейта. За кроссоверы с пробегами менее 500 миль просят до 74 тысяч долларов, что примерно на 20 тысяч больше цен в официальных прайсах тех лет. То же справедливо и для других «ваговских» моделей вроде Golf и Beetle.
А какие цены на новые машины в США?
Ситуация с новыми автомобилями в США как во всём мире и Казахстане. Спрос заметно выше предложения, из-за чего автосалоны не стесняются задирать цены.
Наценки не обошли стороной и самый популярный автомобиль в США. В различных регионах США для покупки Ford F-150 из дилерского ассортимента сверху требуют от 1 до 10 тысяч долларов
По итогам 2021 года средняя стоимость нового автомобиля в США выросла до 47 тысяч долларов, это на 6 тысяч больше, чем в 2020 году. По подсчётам Kelly Blue Book, типичный объём переплаты сверх MSRP составлял от 900 до 1300 долларов. Естественно, это усреднённые цифры, на отдельные популярные модели наценки могли превышать стоимость авто почти на 60 %.
Такой расклад можно было наблюдать с некоторыми версиями Toyota 4Runner, к примеру. При рекомендуемой цене 52 569 долларов на топовую TRD Pro в лимитированном цвете Lunar Rock дилеры смело накидывали сверху ещё 30 000.
Как изменятся цены на авто в 2022 году в России
Минпромторг ожидает, что рост цен на автомобили в РФ замедлится в следующем году. При этом эксперты единогласно считают, что ТС в России в 2022 году продолжат дорожать, причинами станут инфляция и глобальный дефицит полупроводников и других компонентов, который в 2021 году затронул и российские автопредприятия.
Вслед за сокращением производства сократилось и предложение, которое не может удовлетворить спрос. В нынешнем году водители стали опасаться, что автомобили станут дороже, а дефицит острее, поэтому поспешили приобрести авто, за счет чего дефицит только усугубился. При оптимистичном прогнозе он сохранится до конца следующего года.
«Высокими останутся цены на магний, используемый для изготовления автокомпонентов. Энергетический кризис в Китае привел к резкому падению выплавки магния. Российские металлургические компании в 2022 году могут поднять цены на сталь минимум на 20-25%. В результате автопроизводителям не останется иного выхода, как отыгрывать рост издержек путем увеличения цен на автомашины», — отмечает Леонид Хазанов, промышленный эксперт, кандидат экономических наук.
Новые
По словам Лилии Марковой, генерального директора компании «Газпромбанк Автолизинг», в ситуации, когда предложение по имеющимся в наличии новым авто существенно ограничено (так называемый «рынок продавца»), дилеры естественным образом хотят заработать больше. В подавляющем большинстве случаев находящиеся в дилерских центрах машины оснащаются допоборудованием, которое прибавляет к розничной цене (за год средний чек вырос на 15%) еще 10-15%.
Но и при желании клиента приобрести автомобиль из числа поставляемых нужно быть готовым к тому, что в первую очередь ему предложат наиболее дорогие варианты. Особенно эта ситуация характерна для премиального сегмента, когда покупатели не столь чувствительны к ценовым колебаниям и готовы переплачивать за имидж, комфорт и эксклюзивность.
«Опрошенные нами производители и импортеры техники не видят возможности восстановления поставок раньше 2023 года. Это означает, что дефицит машин сохранится. По нашим прогнозам, дальнейший рост цен на новые авто может составить 10-15%», — отметила эксперт.
Автоэксперт, руководитель автомобильного экспертного центра «Автокриминалист Максим Шелков говорит, что стоит учитывать, что в России на стоимость новых автомобилей повлияли не только проблемы с полупроводниками и логистикой, присутствует еще третий фактор.
«Российские дилеры в момент дефицита и ажиотажного спроса начали использовать автомобили как инструмент для продажи страховок и карт помощи на дорогах по завышенным ценам. Во многих случаях кредит является обязательным условием для приобретения машины. Такая модель продажи с учетом кумулятивной маржи позволяет дилерам получать высокую прибыль. Захотят ли дилеры отказаться от такой схемы после стабилизации производства и выхода из дефицита, покажет время», — уточняет Максим.
С пробегом
Рост цен на новые автомобили отразился на рынке подержанных авто, которые подорожали минимум на 25-30%. На сегодняшний день многие автовладельцы могут продать свои машины дороже, чем покупали их 3-4 года назад. Стабилизация рынка новых авто в короткие сроки поможет стабилизироваться ценам на ТС с пробегом.
По мнению Петроса Мкртычяна, генерального директора «СберАвто», цены на автомобили с пробегом продолжат расти из-за сокращения объемов предложения, причем на рынке станет больше совсем «молодых» авто, не старше трех лет с момента производства: уже сейчас их доля в совокупном предложении «СберАвто» по всем подержанным машин составляет 28%.
«Вторичка» более гибкая, в отличие от рынка новых авто, здесь можно договориться с продавцом о выгодных условиях. Возможен дефицит 5-7-летних ТС из-за сильного снижения продаж новых автомобилей в 2015 году, которое особенно остро чувствуется в сегодняшних реалиях. По словам эксперта, сейчас хорошее время, чтобы не только присмотреться к авто с пробегом, но и чтобы выгоднее продать свой автомобиль.
По данным «Авито Авто», продажи автомобилей с пробегом за первые три квартала 2021 года выросли на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя стоимость ТС с пробегом в России в этот период составила 350 000 рублей — на 16,7% больше, чем в 2020 году.
Топ-10 самых продаваемых на авторынке моделей с пробегомРоссия, III квартал 2021 года
Бренд Модель | Доля в продажах | Средняя цена, руб. | Рост цены по итогам III квартала |
ВАЗ (LADA)Priora | 3,38% | 210 000 | 2,4% |
ВАЗ (LADA)2114 Samara | 2,56% | 100 000 | 0,0% |
ВАЗ (LADA)Granta | 2,49% | 347 000 | 5,2% |
FordFocus | 2,33% | 365 000 | 2,8% |
ВАЗ (LADA)Kalina | 2,27% | 185 000 | 2,8% |
HyundaiSolaris | 1,95% | 610 000 | 4,3% |
ВАЗ (LADA)2 107 | 1,86% | 60 000 | 3,4% |
ВАЗ (LADA)2 110 | 1,84% | 70 000 | 1,4% |
KiaRio | 1,80% | 620 000 | 3,3% |
ВАЗ (LADA)4×4 (Нива) | 1,78% | 185 000 | 2,8% |
Средняя стоимость иномарок с пробегом в стране по итогам III квартала 2021 года составила 490 000 рублей, увеличившись на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Топ-10, наиболее востребованных моделей иномарок с пробегом,Россия, III квартал 2021 года
Бренд Модель | Доля продаж в общей структуре | Средняя цена, руб. | Рост средней цены по итогам III квартала |
FordFocus | 3,38% | 365 000 | 2,8% |
HyundaiSolaris | 2,82% | 610 000 | 4,3% |
KiaRio | 2,61% | 620 000 | 3,3% |
ChevroletNiva | 1,85% | 300 000 | 0,0% |
VolkswagenPolo | 1,78% | 595 000 | 5,3% |
RenaultLogan | 1,77% | 285 000 | 1,8% |
ToyotaCamry | 1,64% | 1 297 000 | 2,9% |
OpelAstra | 1,49% | 380 000 | 4,1% |
DaewooNexia | 1,46% | 100 000 | 1,0% |
SkodaOctavia | 1,40% | 590 000 | 3,5% |
Российские
О ситуации на рынке отечественных авто рассказал Михаил Хачатурян, доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
«Российские производители вынуждены поднимать цены, хотя это очевидно лишает их ключевого конкурентного преимущества. Ведь высокий спрос на отечественные автомобили всегда был обусловлен их относительно низкой ценой. Однако в сегодняшних условиях использовать это конкурентное преимущество становится невозможно и стоит ожидать роста цен в диапазоне 10-20%», — отметил эксперт.
Зарубежные
Цены на автомобили комфорт-класса в этом году в среднем выросли на 30%. Автосалоны на сегодняшний день продают машины выше РРЦ (рекомендованной розничной цены). Например, Volkswagen Polo 2020 года в новом кузове комплектации Respect стоил 850 000 рублей. Сейчас это авто (если повезет) можно найти в салоне за 1 050 000 рублей.
«Самый высокий рост цен показал комфорт-класс на автомате и кроссоверы, — рассказывает Дмитрий Матвеев, генеральный директор в компании «Мой Автопрокат». — Импортерам понравилось сидеть на пустых складах. Условно им выгоднее продать 100 автомобилей по 1 000 рублей, чем 200 по 500 рублей. Мотивация за долю рынка перешла в мотивацию маржи. Автосалоны делают то же самое: они не соблюдают РРЦ и продают дороже, обосновывая высокую цену высоким спросом».
Что происходит в Европе
Продажи новых машин в Европе обновили антирекорд 2020 года. По результатам 2021 года продажи новых автомобилей в Европейском союзе снизились на 2,4%. Местный авторынок падает уже шестой месяц подряд.
Как следует из отчета «Европейской организации автопроизводителей» (ACEA), за прошлый год на территории Европейского союза было продано 9 700 192 новых автомобиля – на 239 226 меньше, чем в 2020 году, когда результаты продаж стали худшими с 1993 года.
Европейский авторынок начал падение в июле, и лишь в одном месяце снижение объемов продаж было ниже отметки в 20% (в августе; на 19,1%).
Декабрь, традиционно один из самых активных месяцев у европейских автодилеров (в 2020 году была продана 1 030 551 машина), завершился на отметке в 795 295 автомобилей, то есть спад составил 22,8%.
В «минусе» крупнейший авторынок объединенной Европы: в Германии по итогам 2021 года продажи упали на 10,5%, с 2 917 678 машин до 2 622 132.
Во Франции авторынок остался на прежнем уровне (1 659 003 ед., +0,5%), а Италия, несмотря на декабрьский обвал (до 86 679 ед., -27,5%), смогла даже немного нарастить продажи (1,457,952 ед., + 5,5%). Сохранились показатели и в Испании – 859 477 машин, +1,0%. Великобритания в отчете упомянута отдельно: в Соединенном Королевстве продажи машин также выросли на 1%, до 1 647 181 ед.
На расстановку сил среди автопроизводителей кризис не повлиял: Volkswagen Group лидирует по итогам года с показателем 2 437 110 проданных машин (-4,8%). Несильно отстает Stellantis: продажи альянса в Евросоюзе составили 2 124 269 автомобилей (-2,1%). Третья снова Renault Group – 1 028 925 машин (-10,2%).
Лучше всех к новым условиям приспособилась Hyundai Group: продажи «корейцев» на территории Евросоюза даже в декабре упали всего на 1,6% (для сравнения, у Mitsubishi продажи снизились на 11.6 %, и это второе место), а по итогам года продажи достигли отметки в 828 337 машин (18,4%). Таким образом, если в прошлом году отрыв от BMW Group составлял около 50 тыс. машин, то теперь он вырос до 170 тыс.: показатели дилеров BMW и Mini в Евросоюзе выросли только на 1,5% (до 658 490 ед.).
Главной стопором для восстановления авторынка остается дефицит полупроводников. Однако в начале года эксперты предсказывали индустрии небольшой рост, причем отыграть утраченное в пандемию дилеры должны были как раз во втором полугодии за счет развития программ вакцинации и снятия карантинных ограничений.
Сравнение цен в Европе
Мы составили список из самых продаваемых машин в Европе. И решили сравнить на них цены. Принцип таков: берем максимально близкие комплектации (по возможности — базовые) и смотрим, сколько они стоят в России, Украине, а также в стране происхождения бренда. Четвертая страна — «плавающая», в каждом конкретном случае добавляющая дополнительный слой к общей картине.
Скажем, для азиатских брендов это Европа, а для европейских — одна из «соседок». В подборке примерно поровну импортных и локализованных в России моделей, а результаты очень разнообразные. Цены посчитаны по курсам валют на 11.02.2022. Поехали.
Skoda Octavia
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в тенге |
Россия | Ambition 1.4 150 МТ | 1 533 000 рублей | 8 729 347 |
Чехия | Ambition 1.5 150 МТ | 596 900 крон | 11 957 336 |
Германия | Ambition 1.5 150 МТ | 27 360 евро | 13 344 806 |
Украина | Ambition 1.4 150 MT | 620 740 грн | 9 523 156 |
В Казахстане такая машина стоит около 9 миллионов тенге.
Kia Sportage
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в тенге |
Россия | 2.0 AT 2WD | 1 714 900 | 9 765 138 |
Корея | 2.0 AT 2WD | 24 200 000 вон | 8 646 857 |
Германия | 1.6 MT 2WD | 22 890 евро | 11 164 569 |
Украина | 1.6 AT 2WD | 562 094 грн | 8 623 431 |
У нас такой автомобиль стоит почти 11 миллионов тенге.
Renault/Dacia Logan
Страна | Комплектация | Цена в валюте | Цена в тенге |
Россия | 1.6 82 л.с. МТ | 683 000 | 3 889 200 |
Румыния | 1.0 65 л.с. МТ | 8 400 евро | 4 097 089 |
Латвия | 1.0 73 л.с. MT | 8 360 евро | 4 077 579 |
Украина | 1.0 65 л.с. МТ | 367 400 грн | 5 636 510 |
Новый такой «логан» стоит у нас от 6 миллионов тенге.
Прогнозы на 2022 год
Аналитики Cox Automotive считают, что ситуация со вторичным рынком в США в нынешнем году будет схожей с 2021-м, но новых рекордов в стране не ожидают, по крайней мере в объёмах. Предполагается, что в 2022 году американцы купят чуть меньше автомобилей с рук, а именно около 39.3 млн.
Прогнозировать цены при этом специалисты не берутся. Совсем непредсказуемым стал авторынок со времён начала пандемии. А вот в Казахстане тоже всё неоднозначно. Зависит от многих факторов. Далее мы разместим ссылки, где вы сможете почитать об этом: