В этом материале вы узнаете, как в Казахстане искусственно завышают цены на авто. Команда Bizmedia.kz решила узнать, из-за чего цены в нашей стране завышены.
3 февраля журналист и блогер Бейбит Алибеков опубликовал на своем Youtube-канале 45-минутное интервью с вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Маратом Карабаевым. Беседа касалась темы утильсбора.
Их разговор разобрал Шынгыс Темир — заместитель председателя правления Союза независимого автобизнеса Казахстана. Он рассуждает о высказываниях представителя министерства на предмет их корректности и достоверности.
Марат Карабаев: Утилизационный сбор – его нельзя рассматривать как сугубо экологическую меру. Это в том числе защита отечественного рынка и защита нашего отечественного автобизнеса.
В первые несколько минут интервью вице-министр отметил, что утильсбор – это защита отечественного рынка и автобизнеса. Ранее он же утверждал, что механизмом расширенных обязательств производителей (т.е. утильсбором) поддержка казахстанского автопрома не осуществляется.
Между тем отечественным автопроизводителям размер утилизационного платежа возвращается (для этого последние должны выполнить свои обязательства по сборке авто в рамках заключенных с государством соглашений). По мнению министерства, возврат утильсбора от оператора автопроизводителям означает, что размер утильсбора не входит в стоимость собранных в Казахстане машин. Согласно опубликованным в СМИ данным, за весь период своей деятельности «Оператор РОП» вернул автопроизводителям утильсбор в размере 338,9 млрд тенге. Сумма достаточно внушительная и иначе как мера поддержки производителей рассматриваться не может.
В случае возврата утильсбора автопроизводителю, но не импортеру, происходит поддержка производителей за счет искусственного удорожания стоимости авто импортеров.
Занимательный факт – разница в стоимости на одни и те же машины в Казахстане и других странах разные. У нас дороже. Но часто разницу в ценах и составляют размеры утильсбора и сбора за первичную государственную регистрацию авто.
Если производители действительно не включают размеры утильсбора и сбора за первичную регистрацию автомобилей в их стоимость (автолюбителей об этом неоднократно заверяют в Министерстве индустрии), было бы логичным с их стороны раскрыть структуру стоимости автомобиля для конечного потребителя. Невероятная цена даже бюджетных автомобилей, сошедших с казахстанских конвейеров, заставляет задуматься о необходимости настолько дорогого и нуждающегося в многочисленных дотациях автопрома.
Марат Карабаев: Беларусь, Российская Федерация пользуются популярным утилизационным сбором, и, в принципе, у этих стран ставки утилизационного сбора выше, чем у Казахстана. В том числе у Узбекистана выше, в зависимости от категории машины.
Вице-министр отметил, что в Беларуси, России и Узбекистане ставки утильсбора выше, чем в Казахстане. Но это наглядный пример манипуляции цифрами.
Согласно данным Бюро национальной статистики, на 1 декабря 2021 года в Казахстане насчитывалось более 3,81 млн зарегистрированных легковых автомобилей. Их структура по объему двигателя выглядит следующим образом.
Из графиков видно, что подавляющее большинство автомобилей в Казахстане – это машины с объемом двигателя от 1,1 до 2 л (2 394 763), а количество авто старше 3 лет составляет 3 039 934.
Несколько иначе выглядит структура зарегистрированных автомобилей за 11 месяцев 2021 года по объему двигателя и возрасту.
Отметим, больше всего в 2021 году зарегистрировано автомобилей с объемом двигателя от 1,1 до 2 л – 431 565, автомобилей старше 3 лет – 579 359. Выходит, что наибольшим спросом в стране пользуются автомобили именно с такими характеристиками.
Важно отметить, что в Казахстане стоимость автомобилей искусственно завышается не только за счет утильсбора, но и сбора за первичную государственную регистрацию авто, ставки которого содержатся в ст. 553 Налогового кодекса, причем последний в отличие от утильсбора привязан не к объему двигателя, а к возрасту автомобиля. Для осуществления любых расчетов утильсбор необходимо изучать в прямой связи со сбором за первичную регистрацию (далее под «утильсбором» в Казахстане будут пониматься размеры утильсбора и сбора за первичную регистрацию вместе).
Теперь сравним эти ставки в Казахстане и других странах.
Страна | Казахстан**** | Россия | Беларусь | Узбекистан | |||||
Двигатель / Возраст | До 3 лет | Старше 3 лет | До 3 лет | Старше 3 лет | До 3 лет | От 3 до 7 лет | Старше 7 лет | До 3 лет | Старше 3 лет |
Автомобили с электродвигателем, кроме гибридных | 227 700 | 910 800 | 185 820 | 695 400 | 90 387 | 135 572,2 | 135 572,2 | 324 000 | 972 000 |
Менее 1 л | 607 200 | 1 973 400 | 274 740 | 701 100 | 274 265,2 | 958 102,2 | 1 437 161,6 | 324 000 | 972 000 |
От 1 л до 2 л | 1 214 400 | 2 580 600 | 1 016 880 | 1 788 660 | 1 015 123,2 | 1 493 186,6 | 2 239 788,2 | 1 296 000 | 2 268 000 |
От 2 л до 3 л | 1 669 800 | 3 036 000 | 1 605 120 | 2 737 140 | 1 602 348,2 | 2 914 080,2 | 4 371 128,6 | 1 944 000 | 3 564 000 |
От 3 л до 3,5 л | 3 643 200 | 5 009 400 | 1 479 720 | 3 249 000 | 1 477 167,6 | 5 152 059 | 7 728 096,8 | 1 944 000 | 4 212 000 |
Более 3,5 л | 3 643 200 | 5 009 400 | 2 536 500 | 3 991 140 | 2 532 114,2 | 6 328 899,4 | 9 493 357,4 | 3 240 000 | 5 184 000 |
Автомобили, ввозимые для личного пользования***** | — | — | 19 380 | 29 640 | 90 387 | 135 572,2 | 203 366,6 | — | — |
* Красным отмечены позиции в странах, где размер утильсбора выше, чем утильсбор и сбор за первичную регистрацию в Казахстане.
** В Казахстане рассчитываются одновременно размеры утилизационного платежа (зависит от объема двигателя) и сбора за первичную государственную регистрацию авто (зависит от года выпуска).
*** Конвертация валют осуществлена по курсам на начало февраля 2022 года (1 росс. руб. – 5,7 тенге, 1 бел. руб. – 166 тенге, 1 тенге – 25 узбекских сумов).
**** Размеры сбора за первичную государственную регистрацию в Казахстане градируются следующим образом: до 2 лет, от 2 до 3 лет, старше 3 лет. Учитывая, что сбор для авто до 2 лет незначителен и составляет 0,25 МРП, или 759 тенге, в 2022 году, в таблице в графе «До 3 лет» указаны суммы сбора для авто возрастом от 2 до 3 лет.
***** Условия применения льготных ставок утильсбора для ввоза автомобилей в личных целях имеют некоторые особенности в России и Беларуси. В Казахстане и Узбекистане льготные ставки для физических лиц отсутствуют вовсе.
Из таблицы видно, что стоимость регистрации наиболее распространенного в Казахстане автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 л возрастом старше 3 лет составляет 2 580 600 тенге (утильсбор и первичная регистрация). Для популярных моделей авто эти сборы могут составлять до половины стоимости самого автомобиля.
Эта сумма в любом случае выше, нежели в России, Беларуси или Узбекистане. В России ставка для авто с объемом двигателя 1,6 л старше 3 лет составляет почти 1,8 млн тенге (в Казахстане на 800 тыс. тенге дороже), в Беларуси — 1,5 млн тенге для авто возрастом от 3 до 7 лет и 2,24 млн тенге для авто старше 7 лет (в Казахстане ставка выше на 1 млн тенге и на 340 тыс. тенге соответственно). В Узбекистане размер утильсбора на аналогичное авто составляет 2,27 млн тенге (в Казахстане ставка на 300 тыс. тенге выше).
Действительно, выше ставки только по следующим позициям:
— в Узбекистане размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 1 до 2 л возрастом до 3 лет выше на 80 тыс. тенге, чем в Казахстане;
— в Беларуси размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 2 до 3 л возрастом старше 7 лет выше на 2,7 млн тенге, чем в Казахстане. При этом для аналогичных авто возрастом от 3 до 7 лет размер утильсбора выше в Казахстане – на 120 тыс. тенге;
— в Узбекистане размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 2 до 3 л возрастом до 3 лет выше на 275 тыс. тенге, на авто старше 3 лет – выше на 530 тыс. тенге, чем в Казахстане;
— в Беларуси размер утильсбора на авто с объемом двигателя более 3 л и старше 3 лет выше на 150 тыс. – 4,5 млн тенге, чем в Казахстане;
— в Узбекистане размер утильсбора на авто с объемом двигателя более 3,5 л старше 3 лет выше на 180 тыс. тенге, чем в Казахстане.
По всем остальным позициям ставки утильсбора в Казахстане выше, чем в Беларуси и Узбекистане. И в любом случае ставки утильсбора в Казахстане выше, чем в России.
Бейбит Алибеков: В России у «физиков» другие ставки утильсбора. С чем это связано?
Марат Карабаев: Это было связано с определенными обязательствами. Не совсем корректно будет комментировать то, как было в другой стране.
Бейбит Алибеков: Ну то есть там, вы говорите, есть другой протекционизм? Вы это имеете в виду?
Марат Карабаев: Ну вот насколько я знаю (если ошибаюсь, хотел бы, чтобы коллеги поправили) при вступлении в ВТО у Российской Федерации были определенные обязательства по тому, чтобы рынок открыть...
На этот вопрос вице-министр не смог ответить развернуто. В России и Беларуси размер утильсбора для авто, ввозимых физическими лицами для личного пользования, не зависит от объема двигателя, он привязан к возрасту автомобиля и составляет 20-30 тыс. российских рублей и 90-200 тыс. белорусских рублей соответственно. Для применения такой льготы имеются некоторые ограничения, однако в Казахстане и Узбекистане отдельные ставки утильсбора для физических лиц и вовсе не предусмотрены.
Вице-министр замалчивает тот факт, что ставки и коэффициенты утильсбора в Казахстане введены в действие в 2016 году, и с тех пор они не изменялись (ежегодно менялся только размер МРП). В отличие от ставок в России или Беларуси.
К примеру, в России утильсбор введен в 2014 году, и его размер увеличивался постепенно. В 2016 году размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 1 до 2 л возрастом старше 3 лет составлял 165 200 рублей, или 826 тыс. тенге. В 2016 году, когда утильсбор был введен в нашей стране, его размер вместе с размером сбора за первичную регистрацию составлял 1,8 млн тенге, то есть вдвое выше, чем в тот же период в России.
Размеры утильсбора и сбора за первичную регистрацию авто в Казахстане остаются неоправданно высокими, даже в сравнении с ближайшими соседями по ЕАЭС – Россией и Беларусью. Особенно это касается утильсбора на наиболее популярные автомобили для массового покупателя. Речь о машинах с объемом двигателя от 1 л до 2 л – их доля в Казахстане составляет более 62%.
Результаты заседаний рабочих групп по пересмотру ставок утильсбора и позиция Министерства индустрии демонстрируют нежелание государства существенно уменьшать ставки утильсбора. Об этом говорят случаи манипуляций статистикой и обнародование удобной исключительно сторонникам утильсбора информации.
Тревожными можно назвать и ряд недавних публикаций в российских СМИ, в которых авторы озабоченно рассуждают о негативных последствиях снижения утильсбора в Казахстане для российского автопрома.
Глава государства на расширенном заседании правительства 8 февраля высказался на эту тему: «Утильсбор будет пересмотрен, но нужно избегать крайностей, нельзя выбрасывать на ветер деньги, потраченные на развитие автопрома, и открывать свой рынок для откровенного импортного автохлама. Утилизационный и регистрационный сбор – это не самоцель. Главное – повысить доступность авто и сельхозтехники».
Между тем статистика показывает, что именно высокие размеры утильсбора в Казахстане привели к значительному удорожанию автомобилей и стремительному старению автопарка страны. В Казахстане зарегистрировано 2,42 млн автомобилей старше 10 лет и приблизительно 170 тыс. автомобилей на российском учете аналогичного возраста. Таким образом, на сегодняшний день автопарк старше 10 лет практически достиг 2,6 млн штук (в 2016 году – с момента введения утильсбора – число таких автомобилей составляло 2,23 млн штук).
Приложение. Таблицы ставок утильсбора в Казахстане, России, Беларуси и Узбекистане
Казахстан
Утильсбор (приложение №4 к Методике расчета утилизационного платежа)
Объем двигателя | Базовая ставка | Коэффициент | Размер утильсбора в 2022 году (тенге) |
С электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 0 | 151 800 |
С рабочим объемом двигателя: | |||
До 1 000 см3 | 50 МРП | 3 | 455 400 |
От 1 001 см3 до 2 000 см3 | 50 МРП | 7 | 1 062 600 |
От 2 001 см3 до 3 000 см3 | 50 МРП | 10 | 1 518 000 |
Свыше 3 001 см3 | 50 МРП | 23 | 3 491 400 |
Первичная государственная регистрация (ст. 553 Налогового кодекса)
Возраст авто | Ставка в МРП | Ставка в 2022 году (тенге) |
Транспортные средства категории М1 с электродвигателями, за исключением гибридных транспортных средств | ||
До 2 лет | 0,25 | 759 |
От 2 до 3 лет | 25 | 75 900 |
Старше 3 лет | 250 | 759 000 |
Транспортные средства категории М1, за исключением транспортных средств с электродвигателями | ||
До 2 лет | 0,25 | 759 |
От 2 до 3 лет | 50 | 151 800 |
Старше 3 лет | 500 | 1 518 000 |
Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20 000 руб.(ставка в тенге по курсу 1 руб. – 5,7 тенге) | ||||
1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | До 3 лет | Более 3 лет | ||
Коэффициент | Ставка | Коэффициент | Ставка | |
1,63 | 32 600 руб.185 820 тенге | 6,1 | 122 000 руб.695 400 тенге | |
2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя: | ||||
не более 1000 см3 | 2,41 | 48 200 руб.274 740 тенге | 6,15 | 123 000 руб.701 100 тенге |
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 | 8,92 | 178 400 руб.1 016 880 тенге | 15,69 | 313 800 руб.1 788 660 тенге |
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 | 14,08 | 281 600 руб.1 605 120 тенге | 24,01 | 480 200 руб.2 737 140 тенге |
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 | 12,98 | 259 600 руб.1 479 720 тенге | 28,5 | 570 000 руб.3 249 000 тенге |
свыше 3500 см3 | 22,25 | 445 000 руб.2 536 500 тенге | 35,01 | 700 200 руб.3 991 140 тенге |
3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 0,17 | 3 400 руб.19 380 тенге | 0,26 | 5 200 руб.29 640 тенге |
Виды и категории транспортных средств | Ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло(по курсу 1 белорусский рубль – 166 тенге) | |||||
не более 3 лет | от 3 до 7 лет | более 7 лет | ||||
Транспортные средства категории M1, в том числе повышенной проходимости категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий: | ||||||
1.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой и транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 | Белорусские рубли | Тенге | Белорусские рубли | Тенге | Белорусские рубли | Тенге |
и 1.4 настоящего пункта | 544,5 | 90 387 | 816,7 | 135 572,2 | 816,7 | 135 572,2 |
1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой, за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта: | ||||||
не более 1000 см3 | 1 652,2 | 274 265,2 | 5 771,7 | 958 102,2 | 8 657,6 | 1 437 161,6 |
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 | 6 115,2 | 1 015 123,2 | 8 995,1 | 1 493 186,6 | 13 492,7 | 2 239 788,2 |
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 | 9 652,7 | 1 602 348,2 | 17 554,7 | 2 914 080,2 | 26 332,1 | 4 371 128,6 |
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 | 8 898,6 | 1 477 167,6 | 31 036,5 | 5 152 059 | 46 554,8 | 7 728 096,8 |
свыше 3500 см3 | 15 253,7 | 2 532 114,2 | 38 125,9 | 6 328 899,4 | 57 188,9 | 9 493 357,4 |
1.3. ввозимые (ввезенные) физическими лицамидля личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортныхсредств, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта | 544,5 | 90 387 | 816,7 | 135 572,2 | 1 225,1 | 203 366,6 |
1.4. ввозимые (ввезенные) с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем | 544,5 | 90 387 | 816,7 | 135 572,2 | 1 225,1 | 203 366,6 |
Объем двигателя автомобиля(по курсу 1 тенге – 25 узбекских сумов) | Не более 3 лет | Более 3 лет | ||
Узбекские сумы | Тенге | Узбекские сумы | Тенге | |
Не более 1 000 см3 | 8 100 000 | 324 000 | 24 300 000 | 972 000 |
От 1 000 см3 до 2 000 см3 | 32 400 000 | 1 296 000 | 56 700 000 | 2 268 000 |
От 2 000 см3 до 3 000 см3 | 48 600 000 | 1 944 000 | 89 100 000 | 3 564 000 |
От 3 000 см3 до 3 500 см3 | 48 600 000 | 1 944 000 | 105 300 000 | 4 212 000 |
Более 3 500 см3 | 81 000 000 | 3 240 000 | 129 600 000 | 5 184 000 |
Снегоходы, транспортные средства для игры в гольф | 8 100 000 | 324 000 | 24 300 000 | 972 000 |
Транспортные средства с электродвигателями, кроме транспортных средств с гибридным двигателем | 8 100 000 | 324 000 | 24 300 000 | 972 000 |
Платные дороги
Платные дороги в 2021 году собрали 8.1 млрд тенге. Более одного миллиарда из этих средств принесли новые платные участки.
За минувший год на 11 платных участках дорог, которые функционируют в Казахстане, было собрано 8.1 млрд тенге. Об этом сообщает пресс-служба министерства индустрии и инфраструктурного развития страны.
Львиная доля денег поступила с четырёх отрезков общей протяжённостью 682 км. Речь идёт о трассах Нур-Султан — Темиртау, Нур-Султан — Щучинск, Алматы — Капшагай и Алматы — Хоргос. Там с водителей собрали 6.9 млрд тенге.
Оставшиеся 1.2 млрд принесли новые участки, которые были запущены в конце ноября 2021 года. Это Тараз — Кайнар, Шымкент — Кызылорда, Шымкент — Тараз, Шымкент — гр. Узбекистана, Талдыкорган — Капшагай, Кокшетау — Щучинск, Нур-Султан — Павлодар.
Сообщается, что собранные деньги были направлены на содержание и поддержку как дорожной, так и придорожной инфраструктуры и аппаратуры на платных отрезках.
Напомним, если на старых платных трассах по-прежнему функционируют шлагбаумы, то на новых их нет. Деньги за проезд там взимают по бесконтактному методу.
Читайте также: