Новости бизнеса в Казахстанеspot_img
-2.1 C
Алматы
ДомойО главном прямо сейчасЦены на продукты в Казахстане. Подешевели овощи и яйца

Цены на продукты в Казахстане. Подешевели овощи и яйца

Бизнес-издание BIZ Media KZspot_img

Проблема последних месяцев — цены на продукты в Казахстане. Правительство старается решить эту проблему. Корреспондент Bizmedia.kz узнал получается ли у них это.

За прошедшую неделю в Казахстане цены на социально значимые продовольственные товары снизились на 0,1 процента. Зафиксировано снижение в Туркестанской области на 0,6 процента. В столице на 0,3 процента, Шымкенте и Мангистауской области на 0,2 процента. В Алматы и Карагандинской области на 0,1 процента. Продолжается снижение цен в целом по республике на овощную продукцию. По остальным продуктам цены стабильны.

Как отмечается, в 2021 году законтрактовано 769,3 тысячи тонн продукции. В том числе 684 тысячи тонн мягкой пшеницы. На текущий момент поставлено 559 тысяч тонн, или 72,7 процента от законтрактованного объема. Недавно Агентство по защите и развитию конкуренции направило 113 уведомлений в адрес субъектов рынка. Провело 16 расследований. Заключило 192 акта антимонопольного комплаенса о снижении торговой надбавки с 15 процентов до 10 процентов. Делалось это с производителями, оптовыми поставщиками и торговыми сетями. Выявлено 75 фактов превышения торговой надбавки.

Цены на продукты в Казахстане. Bizmedia.kz
Иллюстрация: Pixabay.com

Цены на продукты в Казахстане: результаты

«С 10 декабря Ассоциация яичных производителей Казахстана снизила цены на яйца куриные по всем птицефабрикам республики на 16 процентов — с 37 тенге до 32-31 тенге за штуку», — говорится в информации на сайте премьер-министра РК.

Отметим, что премьер-министр Аскар Мамин дал поручение. Он поручил центральным государственным и местным исполнительным органам продолжить работу по стабилизации и снижению цен на социально значимые продукты питания путем использования всех действующих инструментов.

Редакция нашего портала надеется, что у правительства всё получится. И цены на продукты в Казахстане начнут снижаться. Или хотя бы не будут расти.

Цены на продукты в Казахстане. Исследование

В конце ноября аналитики Energyprom.kz провели исследование касаемо цены на продукты в Казахстане. Вот о чём там говорилось.

В ноябре текущего года рост цен на социально значимые продовольственные товары удалось остановить. За первую неделю месяца удорожания в целом по корзине не наблюдалось. На 6 из 19 товаров цены не изменились. На 8 — выросли в пределах 0,4%, ещё на 5 — снизились на 1%-2%.

В то же время с начала года рост цен по корзине составил ощутимые 10,4%.

За октябрь общий уровень инфляции в РК достиг 8,9%, и повлияла на него именно еда. Так, продовольственные товары выросли в цене на 11,3% за год. И на 8,2% — с начала года. В то время как непродовольственные — лишь на 7,8%, а услуги — на 6,9%.

Цены на продукты в Казахстане. Bizmedia.kz

В списке социально значимых продовольственных товаров наиболее заметный рост отмечен для подсолнечного масла. А ещё овощей, сахара и гречневой крупы.

Именно в этих категориях продуктов ожидаемо наблюдается и самый резкий рост цен производителей продукции АПК. Как и предприятий-производителей сегмента переработки. Например, при удорожании подсолнечного масла в рознице на 56,2% за год семена подсолнечника у сельхозтоваропроизводителей подорожали на 40,6%. А вот промышленные производители масел и жиров подняли цены на свою продукцию сразу на 59,3%. В то же время сырое молоко выросло в цене у фермеров на 10,2% за год. В сегменте переработки молока и сыров цены увеличились всего на 4,6%. И в итоге цены на «молочку» в рознице поднялись лишь на 5%–8%.

Цены на продукты в Казахстане. Рынок

Впрочем, такая прямая корреляция наблюдается, если рынок в целом снабжается местными производителями. Для сахара или гречневой крупы, например, корреляция будет менее явной. Так как рынок в этих сегментах более чем наполовину зависит от импортёров, диктующих свои цены извне. Так, производители сахара увеличили стоимость своей продукции на 14%. А в рознице сахар подорожал уже на 25%. При этом по итогам трёх кварталов текущего года местные сахарные заводы перекрыли всего 44,5% спроса в секторе.

Государство контролирует торговую наценку на товары, относящиеся к социально значимым. Кроме того, торговые сети в конкурентной борьбе за покупателей стремятся предложить самые низкие цены на основные продукты питания. К примеру, при том, что сами фермеры подняли цены на яйца на 26,9% за год, в рознице десяток яиц подорожал по итогам октября 2021-го к октябрю 2020-го лишь на 13,1%. Ещё пример. Рисоводы РК увеличили цены на 5,1% за год. В то время как в магазинах и на базарах страны цены сокращаются не первый год и по итогам октября уступают прошлогодним на 2,2%.

Наценка

В период резкого роста цен производителей торговые сети вынуждены даже ставить «отрицательную наценку» на некоторые социально значимые товары. Так они удешевляют продукты для конечных потребителей. Делается это за счёт собственной прибыли от продажи других товаров или за счёт сокращения своих операционных расходов.

Цены на продукты в Казахстане. Bizmedia.kz

Конечно, надо понимать, что увеличение цены «от поля до прилавка» сильно зависит от вида продукции. Так, к примеру, средняя цены производителей-животноводов РК на сырое коровье молоко составляет 143,6 тыс. тг за тонну. Цены молокозаводов на обработанное жидкое молоко при реализации на внутреннем рынке составляют 230,1 тыс. тг за тонну. То есть плюс 60,3% к стоимости молока «из-под коровы». В свою очередь, упакованное пастеризованное молоко жирностью 2,5% на прилавке стоит в среднем по РК 257 тг за литр. То есть только +11,7% к цене предприятия-производителя.

Для подсолнечного масла, к примеру, ситуация будет ожидаемо сильно отличаться на этапе производства. Так, если тонна семян подсолнечника у растениеводческих хозяйств стоит 172,6 тыс. тг. То рафинированное подсолнечное масло маслоделы страны продают уже по 683,6 тыс. тг за тонну, то есть вчетверо дороже, но здесь и сам технологический процесс получения и очистки масла — значительно более ёмкий, чем при обработке молока. А вот с розницей ситуация практически не отличается. Так, расфасованное в бутылки масло на прилавке стоит 767 тг за литр — плюс 12,2% к стоимости производителя.

Цены на продукты в Казахстане. Bizmedia.kz

В мире

Стоит заметить, что удорожание продовольствия взвинчивает цены не только в РК. Но и в целом по миру. Так, к примеру, в ЕС продукты питания в октябре текущего года подорожали на 2%. В США — на 5,3%. В итоге в ЕС инфляция составила 4,1%, достигнув максимальных значений, наблюдавшихся только в период финансового кризиса в 2008 году. А в США впервые с 1991 года инфляция выросла до 6,2%.

Тем временем индекс продовольственных цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) составил 133,2 пункта. Это на 3,9 пункта (3%) выше сентябрьского показателя и на 31,8 пункта (31,3%) выше показателя октября 2020 года. В результате роста в течение трёх месяцев подряд в октябре ИПЦФ достиг максимального уровня с июня 2011 года. Это увеличение по сравнению с уровнем прошлого месяца связано в первую очередь с продолжающимся ростом мировых цен на растительные масла и зерновые.

В Казахстане, в свою очередь, цены сельхозпроизводителей на пшеницу выросли на 16,5% за год. Цены промышленных производителей мукомольно-крупяных и крахмальных продуктов — на 16%. Мука в итоге подорожала на 10,4%. Рожки — на 10,3%, а пшеничный хлеб из муки первого сорта (социальный хлеб) — на 5,9%. Про подсолнечное масло уже было сказано: здесь отмечен рост цен более чем в полтора раза.

Цены на продукты в Казахстане. Bizmedia.kz

ЕАЭС

Примечательно, что в прошлый период заметного удорожания продовольствия ситуация касалась именно РК и соседей по ЕАЭС. Так, годовая инфляция в Казахстане в октябре 2015-го и 2016 годов составляла 9%–11%. Рост цен на продовольственные товары — 8%–10%. В то же время индекс ФАО держался ниже 100 пунктов. 95,9% в 2016-м и всего 90,4% — в 2015-м. Текущая же ситуация со взлётом цен на еду — глобальная.

Таким образом, на стоимость продовольственных товаров в РК влияет как рост себестоимости продукции. Причём и у производителей АПК, и у промышленных компаний, так и в целом мировая конъюнктура стоимости продовольствия.

При этом вся цепочка «производитель — дистрибьютор — продавец» в стремлении сохранить объём продаваемых товаров теряет значительную часть своей маржи. В итоге сокращая объёмы отчислений в бюджет.

АПК

Хотим привести вам ещё одно исследование. Только уже Finprom.kz. Ещё в середине ноября они сообщали, что рост цены на продукты в Казахстане бьёт рекорды и во всём мире. Но АПК — отрасль, напрямую обеспечивающая продовольственную безопасность, — остаётся одной из самых низкооплачиваемых в РК.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, мировые цены на продовольствие обновили исторический максимум за последние 10 лет, превысив уровень июля 2011 года. Так, в октябре текущего года среднее значение индекса продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) составило 133,2 пункта . На 3,9 пункта (3%) больше сентябрьского показателя и на 31,8 пункта (31,3%) больше показателя октября 2020 года.

Значительный рост цены на продукты в Казахстане был отмечен во всех ключевых сегментах:

  • Растительные масла. 184,8 пункта — на 16,3 пункта, или на 9,6%, больше по сравнению с прошлым месяцем, и на 78,4 пункта, или на 73,6%, больше, чем годом ранее; это самый высокий показатель за всё время составления индекса.
  • Зерновые: индекс — 137,1 пункта, что на 4,3 пункта, или на 3,2%, больше сентябрьского показателя, и на 25,1 пункта, или на 22,4%, больше показателя прошлого года.
  • Молочные продукты: 120,7 пункта — на 16,2 пункта, или на 15,5%, больше, чем год назад.
  • Сахар: 119,1 пункта — на 34,4 пункта, или сразу на 40,6%, больше, чем в октябре 2020 года.
  • Мясо: 112,1 пункта — на 20,3 пункта, или на 22,1%, больше, чем годом ранее.
Иллюстрация. Bizmedia.kz

Ещё раз цены

В Казахстана за аналогичный период продовольственные товары подорожали на 11,3% к октябрю 2021 года.

В том числе растительное масло подорожало на 54,2%. Сахар — на 25%. Крупы — на 16,1%, мясо — на 10,3%, молочные продукты — на 7,4%.

Иллюстрация. Bizmedia.kz
Бизнес-издание BIZ Media KZspot_img
Август Макаровhttps://bizmedia.kz/
Родился и вырос на севере Казахстана. В 15 лет переехал в крупнейший мегаполис страны - Алматы. С того дня моей целью стало стать не просто журналистом, а одним из лучших. Потому что мои амбиции, как у великих людей. Хочется оставить след после себя. Умею писать обо всём. Но особенно про жизнь, деньги и людей. К своим работам подхожу ответственно - пишу только правду. Можете посмотреть мои материалы на этом сайте. Правда и честность для меня две важнейшие вещи в журналистике. Только благодаря им можно запомниться людям и завоевать доверие.
Бизнес-издание BIZ Media KZspot_img
Поддержать нас
Алматы
пасмурно
-2.1 ° C
-2.1 °
-2.1 °
74 %
3kmh
100 %
Вт
-3 °
Ср
-0 °
Чт
1 °
Пт
1 °
Сб
3 °
Рекомедуем
Деловое бизнес-издание - BIZ Media KZspot_img
Вам может быть это интересно
- Advertisement -spot_img