Различные конфликты на работе или в офисе пугают работников. Никому не хочется оказаться вместо работы на поле битвы. Можно ли избежать офисных противостояний или хотя бы не оказаться втянутым в них? Разбираются Bizmedia.kz и психолог Милена Рижская.
«Конфликты на работе неизбежны. Разность темпераментов, темпов работы, скорости выполнения поставленных задач сотрудниками могут спровоцировать конфликты и ссоры. Однако конфликты на работе — это не всегда плохо. При грамотном и правильном разрешении это выход на новый вид деловых или человеческих отношений.
В конфликте есть два мнения (возможно, оба правильные). Однако их обладатели не готовы принять во внимание чужую точку зрения, настаивая на своей. При компромиссе или рассмотрении чужой версии нередко рождается новое, продуктивное, устраивающее обе стороны решение», — говорит психолог Милена Рижская.
В коллективе возможны два вида конфликтов: связанные непосредственно с работой и межличностные.
Связанные с работой включают в себя:
- Недовольство существующим положением (должностью) или заработной платой.
- Отсутствие карьерных перспектив.
- Делегирование руководством (или коллегой) дополнительных обязанностей, не входящих в компетенцию. Проще говоря, перекладывание своих обязанностей на другого сотрудника.
- Невозможность (чаще нежелание) руководства принимать решение о расширении штата, что приводит к физической и моральной перегрузке других сотрудников.
Межличностные конфликты на работе:
- Личная неприязнь.
- «Старички» против новых сотрудников.
- Соревнование равнозначных коллег на определенную должность.
- Некомпетентность одного из сотрудников (особенно если он выше положением, чем более грамотные сотрудники).
«Обычно конфликт не остается незамеченным в коллективе. Он также может развиваться в двух направлениях: „присоединение“ и „обособленность“. В первом случае одна сторона конфликта начинает перетаскивать на свою сторону других участников коллектива в качестве поддержки.
Тогда уже начинаются групповые конфликты. Они могут быть как группа против одного, так и группа против группы. Например, бухгалтерия „воюет“ с финансовым отделом. Конфликт изначально мог возникнуть между руководителями, а так как сотрудники отдела поддержали своего руководителя. В итоге личный конфликт перерос в групповой: отдел на отдел», — поясняет психолог.
Второй вариант, «обособленность», примечателен тем, что все знают о существовании конфликта. Но держат нейтралитет, не вовлекаясь и не занимая ничью позицию. Допустим, сотрудник не соглашается с коллегой по рабочему вопросу, возникает конфликт. И все становятся его свидетелями.
Кто-то из сотрудников может заступиться, кто-то — поддержать или осудить. И каждый вовлекаемый сотрудник становится автоматически оппозицией для другой стороны. Не вмешиваясь и не вникая в причину спора, люди остаются в стороне от конфликта и поддерживают нейтральные рабочие отношения с обеими сторонами, подчеркивает специалист.
Где шансы лучше?
С точки зрения развития конфликта второй вариант наиболее выигрышный. Привлечение других сотрудников напоминает детские обиды и войнушку, где человек берет не здравым смыслом и аргументами, а количеством союзников, отмечает Милена Рижская. В конечном итоге в таком конфликте потом сложно разобраться. А чем дальше он заходит, тем напряжённее отношения в коллективе и тем менее продуктивной становится работа.
«Рабочий коллектив — это механизм, элементы которого работают четко, сплоченно и в унисон. Как только один из элементов выходит из строя или опаздывает, конечный результат получается не таким точным и продуктивным, как задумывался изначально», — рассказывает психолог.
Конфликты на работе. Как избежать споров?
Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, универсального способа не вовлекаться и не быть вовлеченным в конфликт нет. Однако несколько советов помогут минимизировать сложные ситуации:
- С коллегами соблюдайте субординацию и поддерживайте деловые отношения. Старайтесь меньше вовлекаться в дружеские отношения, которые нередко приводят к личным обидам и ссорам в коллективе, что напрямую отражается на процессе и результате труда.
- Не копите обиды и претензии. Если что-то не нравится, необходимо сразу это обсудить, не ожидая, что проблема решится сама. Во избежание скрытого конфликта всё нужно решать сразу. Замалчивание приведёт к неприятным последствиям.
- Если вы оказались между двух огней, не занимайте чью-то сторону, держите нейтралитет. Со временем ситуация разрешится, а вот как она отразится на ваших отношениях с противостоящей стороной в процессе работы, неизвестно.
- Не пытайтесь сами решить чужую проблему. Даже имея благие намерения, вы можете оказаться виноватым и крайним в этой ситуации. Взрослые люди сами должны решать собственные проблемы.
- Не повышайте голос, не переходите на личности. Это явные конфликтогены, которые в большинстве случаев спровоцируют негативную реакцию. Если вы чувствуете, что ситуация накаляется и вы не в состоянии держать себя в руках, сделайте перерыв, прервите разговор, чтобы вернуться к нему в спокойном состоянии.
- Будьте более лояльны. Все люди разные, со своими режимами, темпами и характерами. Если вы ответственный, энергичный и деятельный, это не значит, что все вокруг должны быть такими же. Кого-то этому не научили. Сделайте на это скидку, и, возможно, ваше отношение к коллеге немного изменится.