Главная О нас Новости Контактная информация
- Астана
  
kaz rus eng RSS
Мастер класс
Интервью
Зарубежный опыт
Юридическая консультация
Глоссарий
Адресное бюро
Аналитика
Тренинги
Пресс-релизы
Мнения
Как нас поддержать?

Регистрация Забыли?
Интересные цифры

Те, кто работает на рынке банковской розницы, и особенно с кредитными картами, наверняка, заметили результаты всероссийского исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), которые в российских СМИ публиковались под заголовками вроде «71 процент россиян отказались бы от предложения открыть кредитную карту».

 

В частности НАФИ в апреле 2011 г. было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Дальше цитирую кратко из пресс релиза. Большинство россиян (71%) отказались бы открыть кредитную карту, если такое предложение поступило бы от банка. Положительно отреагировали бы 15% населения. 7% опрошенных уже имеют кредитую карту. Наиболее распространенные причины отказа от оформления кредитной карты - отсутствие потребности в заемных деньгах или достаточный уровень заработка (треть россиян), слишком высокие процентные ставки (17%), еще 11% не берут кредиты в принципе, 9% объяснили свой отказ от кредитной карты отсутствием достаточного количества средств, чтобы возмещать долг. Недоверие к банкам в целом сдерживает от оформления кредитной карты 8% россиян. Не смогли объяснить причину отказа от предложения банка открыть кредитную карту 18% респондентов.

 

71% - это много. Это означает, что кредитно-карточные организации в России ожидает масштабная работа. Что так же интересно, это сегментация групп населения по причинам отказа. Треть россиян, похоже, считают кредитные карты уделом необеспеченных. Мы можем назвать этот сегмент «обеспеченные традиционалисты». 17% россиян считают кредитные карты дорогим продуктом из-за высоких процентных ставок. Мы можем назвать их «экономистами». При этом 11% россиян против кредита в принципе («избегающие кредит»), а 9% считают, что не могут позволить себе кредитную карту («non bankable» или «нецелевые»). 8% не доверяют банкам («настроенные против»).

 

Как эти цифры можно применить к рынку кредитных карт Казахстана, где нет аналога НАФИ? Мы предположим, что рынок кредитных карт Казахстана повторяет сегментацию российского рынка (а опыт говорит, что это скорее всего так). Прежде чем обсудить, как банки могут работать с выше приведенными сегментами, посмотрим на цифры - что результаты исследования НАФИ могут означать для потенциала рынка кредитных карт в Казахстане. Все расчеты ниже носят оценочный характер.

 

Общее население Казахстана составляло оценочно 15,522,373 человек по состоянию на июль 2011 г. (используются цифры ЦРУ США https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/kz.html). При этом по данным Агентства по статистике, население в возрасте 15-24 лет составляет 3,029,000 и 65 и более лет - 1,086,566 человек. Эти две группы мы исключим, т.к. для наибольших шансов получения кредитной карты в Казахстане, как правило, желательно попадать в группу 24-64 лет (11,406,807 человек). При этом общее количество трудоустроенного населения в Казахстане составляет 8,718,000 человек (у безработных шансы получить кредитную карту, как правило, близки к нулю). Так как в Казахстане существенную часть трудоустроенного населения могут составлять люди в возрасте 20-24 лет, применим коэффициент соотношения количества человек в возрастной группе 24-64 лет к общему количеству населения (56%), к количеству трудоустроенного населения. Получится, что из общего количества трудоустроенного населения 6,387,811 человек оценочно попадают в группу 24-64 лет и имеют наивысшие шансы одобрения на кредитную карту.

 

Коэффициент городского населения в Казахстане составляет 59% или 3,768,809 от трудоустроенного населения в возрасте 24-64 лет. Учитывая сложную процедуру подачи заявления на кредитную карту в Казахстане (по сравнению, скажем, с Россией) и жесткие кредитно-оценочные модели банков, за средний коэффициент одобрения на кредитную карту можно оценочно взять 50% (т.е. из всех заявлений на кредитную карту, только половина будут одобрены). Тогда получается, что реально из всего населения Казахстана кредитные карты получить могут (или уже имеют) 1,884,404 человек или чуть более 10% населения.

 

Дальше используем российскую статистику. Если 7% из 1,884,404 человек уже имеют кредитные карты, это соответствует моей ранней оценке размера рынка кредитных карт в Казахстане (150,000-350,000 карт). Если 15% из 1,884,404 человек так или иначе готовы открыть кредитную карту, это составляет группу в 282,660 человек, которые должны и, надеюсь, являются основной целевой аудиторией банков, предлагающих кредитные карты в Казахстане. Но 282,660 человек это очень узкий рынок, который скорее всего уже исчерпан. Таким образом, банки, выпускающие кредитные карты в Казахстане и считающие этот продукт стратегическим, должны быть заинтересованы в том, как работать с остальными сегментами - обеспеченными традиционалистами, экономистами, избегающими кредит, нецелевыми и настроенными против. Последние два сегмента банкам вряд ли будут интересны из соображений прибыльности и необходимого количества усилий. Первый сегмент наиболее интересен. Здесь, однако, нужно учитывать специфику российского рынка - исторически российские банки продавали (и продают) кредитные карты как продукт, альтернативный потреб кредитованию. В результате многие россияне до сих пор используют кредитные карты так же, как потреб кредит - снимают все деньги с карты, выплачивая долг равномерными ежемесячными выплатами. Отсюда, скорее всего, и восприятие этого продукта как продукта для тех, у кого недостаточно средств.

 

Наиболее вероятная тактика работы с сегментом «обеспеченных традиционалистов» - образование, в частности донесение сообщения, что кредитная карта это не удел необеспеченных и что это инструмент управления финансами нежели заимствования (см. http://bizmedia.kz/master_class/149-kreditnaja-karta-kak-sredstvo-jekonomii.html). Основное сообщение - зачем использовать собственные деньги, если можно воспользоваться средствами банка в кредит, используя собственные средства по другим назначениям (например, сберегательный депозит), при этом погашая кредит по кредитной карте каждый месяц и таким образом не выплачивая банку процентов.

 

Сегмент, избегающих кредит, на самом деле не только российское или казахстанское явление - он достаточно распространен среди постсоветских стран, возможно, это советское наследие, когда акцент делался больше на бережливости, и жить в кредит было непопулярно. В западных странах для этого сегмента (на Западе его называют «те, кто хотят контроля за расходами») есть специальный карточный продукт - charge карта, который не прижился на постсоветском пространстве. Карта работает как кредитная, и держатель использует средства банка, но расходы необходимо погашать в конце каждого месяца - таким образом, соблюдается контроль за расходами (в то время как кредитная карта позволяет постепенное погашение расходов, что дороже). Возможно, банкам в Казахстане и России нужно создать гибридный (между дебетом и кредитом) продукт для этой аудитории. Либо могут сработать образовательные программы - кредитная карта это необязательно долг, смотря как ее использовать.

 

Наконец, экономисты. Эта аудитория считает деньги (и правильно) и не намерена платить за переоцененные банковские продукты. Казахстанские банки могут либо игнорировать эту аудиторию (12% населения это немало), либо предлагать ей низко-прибыльные дебетовые карты (как обстоит ситуация в данный момент), либо отказаться от VIP направленности уже наконец с предложением карт Gold и Platinum, и разработать наконец кредитно-карточные продукты для этой аудитории - с конкурентными процентными ставками, без годовой комиссии или с низкими комиссиями, с хорошими программами лояльности (cashback, баллы, пр.).

 

Таким образом, мы показали, как вместо работы с 15% населения, которые подходят под критерии получения кредитной карты в Казахстане (282,600 человек оценочно), казахстанские банки вполне реально могут конвертировать еще до 40% из 1,884,404 человек, которые в данный момент считают кредит уделом необеспеченных, считают банковские продукты переоцененными или избегают кредит, т.к. хотят контроля за расходами. Это потребует анализа рынка (наш носит оценочный характер) и его сегментов, а также мастерской маркетинг-работы по образованию целевой аудитории и предложению интересных продуктов, соответствующих их нуждам.

 

Secret Marketer

19 августа 2011 | Просмотров: 2 857 | Мнения | Версия для печати
Материалы по теме:
Популярные темы
  • Почта Китая выпустила памятную марку "День журналиста"
  • Холдинговая группа «АЛМЭКС» докапитализировала Казкоммерцбанк на 65,2 млрд тенге
  • 168 миллиардов тенге выданы клиентам Жилстройсбербанка на приобретение жилья в 2017 году
  • Китайские и американские компании подписали деловые соглашения на более чем 250 млрд долларов США
  • Шанхайская биржа будет владеть 25% МФЦА
  • Казахстан одним из первых начнет выплачивать по землетрясению в Мексике: резерв Евразии 611 млн тенге
  • В Китае будет развиваться индустриальный интернет
  • Номинальный рост зарплат в Казахстане не успевает за темпами инфляции
  • Шаяхметова: Госпомощь некоторым банкам чревата потерей денег
  • Миссия выполнима