Главная О нас Новости Контактная информация
- Астана
  
kaz rus eng RSS
Мастер класс
Интервью
Зарубежный опыт
Юридическая консультация
Глоссарий
Адресное бюро
Аналитика
Тренинги
Пресс-релизы
Мнения
Как нас поддержать?

Регистрация Забыли?
Так вот ты какой, сибирский олень!

В последнее время я слышу слишком часто про PR, даже для маркетолога. То передо мной встанет PR задача и, таким образом, потребность общаться с PR службой, то позовут на тренинг по растущей роли PR, то шеф озадачит вопросом, какова наша PR стратегия, и вдобавок зарубежные маркетинговые издания наперебой пишут о меняющейся (очевидно) роли PR в связи с пост кризисным урезанием маркетинг бюджетов.

 

Для меня PR - существо мифическое. Теоретически я, конечно с дисциплиной знакома. Из моего опыта, специалисты PR - это люди, которые готовят пресс релизы, проводят пресс конференции, имеют личные контакты с журналистами, отвечают за управление имиджем организации в глазах общественности и гос органов, и имеют тенденцию выглядеть растерянно и задумчиво одновременно. Они словно не от мира сего. И их роль в бизнесе для меня всегда была загадкой. Но как выясняется в последнее время, то, что мы понимаем под PR в Казахстане, и то, что под PR понимают в странах Запада - это совсем разные вещи. Более того, оказывается, PR департамент может и должен работать для достижения целей бизнеса, в том числе маркетинговых целей.

 

Я суммирую основные свои наблюдения - даже открытия - по тому, как можно использовать PR в маркетинге. Что же такое PR как инструмент, чего он позволяет достичь бизнесу и прежде всего маркетологу?

 

Открытие первое. PR - это эффективный инструмент увеличения продаж.

 

Коллеги в FMCG компаниях, наверное, презренно ткнут в меня пальцем. Им это известно давно. Под PR они понимают целый набор инструментов. Тут и профессиональные «независимые» ассоциации, ставящие штамп одобрения на продукты, и спонсирование звезд, которые используют рекламируемый продукт, достигая с ним «невероятных результатов», это истории из жизни потребителей, различные конкурсы, а с недавних пор работа с influencers, «лидерами мнения», когда выбирается несколько наиболее крупных (по количеству аудитории) блоггеров, которым дается продукт, в надежде что они о нем напишут. 

 

Открытие второе. Лучший PR тот, который несет в себе ценность для целевой аудитории.

 

Мой любимый пример - спонсирование исследований. Этот прием особенно нереализован в Казахстане. Его потенциальная ценность еще выше, учитывая, что в Казахстане в общем не хватает открытых общественности данных по рынку, продуктам, потребительским предпочтениям. Что может быть лучше, чем компания, финансирующая исследование на интересную тему (и связанную так или иначе с продуктом), а потом делящаяся результатами исследования со СМИ в обмен на бесплатную публикацию? С рынком PR в Казахстане я не знакома близко, и возможно, у нас такого понятия как бесплатная публикация не существует даже для интересных материалов. На Западе этот прием используется широко. По-моему, финансирование исследования - это лучший пример добавления ценности - и рынку, и потребителям, и самой компании.

 

Открытие третье. PR в цифровом мире.

 

PR в цифровом мире это управление репутацией компании в формате риал тайм. Для меня это нечто из области фантастики. Вот как это работает на Западе. Компания «слушает» отзывы потребителей онлайн. Для этого созданы специальные мониторинг программы, которые собирают все, что сказано о компании и/или бренде онлайн, и формируют позитивные и негативные рейтинги, а также качественные данные для дальнейшего анализа. Так, например, сайт Yougov в Британии измеряет ежедневно подобные рейтинги для ряда компаний и брендов. Если компания замечает всплеск негативных отзывов, проводится анализ - чем это вызвано. С наиболее раздраженными потребителями незамедлительно связывается департамент обслуживания, пытаясь разрешить проблему. На блоге компании публикуется объявление о том, что делать тем, у кого возникла такая же проблема. Всем испытавшим проблему клиентам предлагается спец предложение - скидка или бесплатная продукция. На всех сайтах и страницах компании в соц медиа проводится соответственная работа. За координацию всех этих работ в последнее время все чаще отвечает PR отдел компании.

 

Открытие четвертое. PR - это диалог с потребителем.

 

Для меня PR всегда было тем, что я видела в Казахстане - небрежно написанный (потому что оплаченный) editorial, написанный по трафарету безжизненный пресс релиз, вялая пресс конференция, куда идут скорее за бутербродами. Знакомясь все больше с возможностями PR на Западе, я понимаю, что это мощный инструмент в руках умелых бизнесменов. Благодаря широкому распространению соц сетей, PR перестает быть односторонним монологом сверху в массы, и становится диалогом с потребителем напрямую, все чаще - индивидуально. Все это кардинальным образом меняет PR стратегии крупнейших компаний мира. Современный PR - это что-то среднее между маркетингом и сервисом. Мне такой PR очень нравится, в том числе как потребителю. Кому будет легче преодолеть потенциальный кризис репутации - компании, которая скажет мне об этом через сухой официальный пресс релиз, или которая вышлет мне об этом личное сообщение по соц сети?

 

Открытие пятое. Лучшие PR кампании - это низкозатратные кампании. И они измеримы.

 

Ранее понятие PR и измеримости результатов для меня находились в кардинально разных плоскостях, но растущая популярность соц сетей и новых медиа радикально меняет измеримость PR кампаний. Онлайн медиа измерять намного проще. Как пишет один из авторов британского Marketing Week, «таблицы эксель побеждают блестки». Этот тренд дополняет тот факт, что традиционные СМИ теряют свою монополистичность за счет роста аудитории новых медиа. Неудивительно, что PR в таком новом понимании становится популярен в компаниях в посткризисное время - новый PR не требует больших затрат и эффективен, так как приносит немедленные и измеримые результаты. Из последних акций мне наиболее запомнились акция Greenpeace, где их волонтеры рано утром открутили важные детали кранов на бензоколонках ВР (после нефтяного розлива), а потом сняли на камеру страдания сотрудников бензоколонок. Все это естественно быстро и эффективно распространено по новым медиа и соц сетям. 

 

Интересен российский взгляд на аналогичные тенденции http://www.advertology.ru/article82951.htm#109939. Так что дальше для PR в Казахстане? Я не эксперт. Но я наблюдаю становление агентств, оказывающих услуги цифровой рекламы и представительства в новых медиа. Работают в них молодые, творческие команды. Если они смогут предложить новые креативные решения, будущее нового PR в Казахстане может вполне быть за ними.

 

Secret Marketer

21 сентября 2010 | Просмотров: 2 968 | Мнения | Версия для печати
Материалы по теме:
Популярные темы
  • Почта Китая выпустила памятную марку "День журналиста"
  • Холдинговая группа «АЛМЭКС» докапитализировала Казкоммерцбанк на 65,2 млрд тенге
  • 168 миллиардов тенге выданы клиентам Жилстройсбербанка на приобретение жилья в 2017 году
  • Китайские и американские компании подписали деловые соглашения на более чем 250 млрд долларов США
  • Шанхайская биржа будет владеть 25% МФЦА
  • Казахстан одним из первых начнет выплачивать по землетрясению в Мексике: резерв Евразии 611 млн тенге
  • В Китае будет развиваться индустриальный интернет
  • Номинальный рост зарплат в Казахстане не успевает за темпами инфляции
  • Шаяхметова: Госпомощь некоторым банкам чревата потерей денег
  • Миссия выполнима