Главная О нас Новости Контактная информация
- Астана
  
kaz rus eng RSS
Мастер класс
Интервью
Зарубежный опыт
Юридическая консультация
Глоссарий
Адресное бюро
Аналитика
Тренинги
Пресс-релизы
Мнения
Как нас поддержать?

Регистрация Забыли?
Могут ли СМИ саморегулироваться?

smi

На этот банальный, на первый взгляд, вопрос пытались ответить участники круглого стола   «Саморегуляция СМИ в Казахстане», организатором которого   выступил  карагандинский  Общественный Фонд «MEDIALIFE» при поддержке Фонда Сорос - Казахстан.  Мероприятие в Караганде прошло  в рамках реализации проекта «Международные стандарты свободы слова - казахстанской журналистике!».  

«Интерньюс Казахстан»  в 2008 году провел любопытное исследование, которое выявило, что ангажированность СМИ составляет порядка  33,5%, продажность - 17,8%, честность и порядочность - 11,6%, независимость - 10,5%.

Это и другие исследования выявили, что население относится к журналистской среде, во-первых, практично и доброжелательно, а во-вторых, присутствие достаточно высокого уровня национальной толерантности.

Но при этом и есть ряд проблем, которые также явились темами обсуждения на круглом столе. Первое - это подготовка кадров.  Преподаватели ВУЗов  по - своему объясняли  низкий уровень специалистов. Но главное, наверное, в них самих. Сегодня в ВУЗах работает очень малый процент преподавателей, имеющих достаточный профессиональный опыт в журналистике.  Нет методик и учебников даже в головных ВУЗах, не говоря о крохотных частных.  Обучают всех, лишь бы платили. А как и для чего - мало кого интересует.

Молодые журналисты, чувствуя нехватку знаний, все больше прибегают к разного рода тренингам, где могут пообщаться с опытными журналистами, поучиться у них уму-разуму.  Кстати,  Общественный  Фонд «Центр Деловой Журналистики «BizMedia»  на регулярной основе  проводит тренинги,  в настоящее время планирует выпуск брошюр для этой цели.   Тренинги нацелены на подготовку бизнес-журналистов. Для меня доставило истинное удовольствие  участвовать в недавнем тренинге, организованном в Таджикистане при поддержке «Интерньюс Европа».  Комфортно было работать в паре с Магдой Волтер, в прошлом  журналистом CNN.   Интересна была сама структура проведенного тренинга.

Так смогут ли наши СМИ саморегулироваться?  Для этого нужно не один год всем вместе съесть не один пуд соли. Это первое. Во-вторых, нужно, наконец,  подготовить удобоваримый закон «О СМИ», чтобы он действительно защищал профессиональную деятельность  журналиста, чтобы истинные латифундисты не обижались на данное слово всуе употребленное. А в-третьих, нужно выработать Кодекс профессиональной этики, куда должны войти основные принципы, по которым работают журналисты всего мира. Я имею в виду адекватных журналистов, а не любителей «жареного», «соленого» и многого другого вредного для информационного «здоровья».  И, наконец, всем известно, что наше      информационное пространство состоит не из СМИ самодостаточных и высокопрофессиональных, а из их хозяев в виде  государства, ФПГ, партий, связанных с ФПГ. Оттого  СМИ используются чаще всего, как инструмент в борьбе за сферы влияния, а интересы общества  сведены практически на  «нет».

Зная истинную ситуацию в отечественной журналистике,  я покинула круглый стол с большими сомнениями: возможно ли для казахстанских СМИ саморегулироваться???

Как-то  великий Константин Станиславский спросил у студентов: «С чего начинается полет птицы?». Кто-то  сказал - с разбега, кто-то с того, что птица расправляет крылья.  Тогда Станиславский ответил: «Полет начинается с того, что птица становится гордой». Это касается и журналистов, творящих историю одного дня.  Когда они станут гордыми  за себя и профессию, самодостаточными, тогда и отношение общества кардинально измениться.  Только тогда можно будет говорить о саморегуляции, как части самоконтроля и ответственности.

 

Бахытжан  ЖУМАЛИЕВА, журналист, бизнес-тренер.

25 сентября 2009 | Просмотров: 692 | Новости / Тема дня | Версия для печати
Материалы по теме:
Популярные темы