Главная О нас Новости Контактная информация
- Астана
  
kaz rus eng RSS
Мастер класс
Интервью
Зарубежный опыт
Юридическая консультация
Глоссарий
Адресное бюро
Аналитика
Тренинги
Пресс-релизы
Мнения
Как нас поддержать?

Регистрация Забыли?
«Играть» надо по-новому

Anton ArtemyevНа прошлой неделе в Алматы съехались представители неправительственных организаций, специалисты в области общественного контроля за использованием доходов добывающих отраслей из пяти стран - Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии и Украины -  для участия в международном семинаре "Правила игры: Повышение прозрачности контрактов добывающих отраслей", организованного Фондом Сорос-Казахстан (ФСК).

Комментирует событие директор программы ФСК «Kazakhstan Revenue Watch" Антон Артемьев.

 

 

- Эта встреча уже вторая, которую мы проводим в международном формате, и она стала логическим продолжением семинара «Нефтяные контракты под гражданским надзором», проведенного два года назад. Тогда коллеги из НПО Азербайджана представили свой опыт мониторинга государственных доходов на основе анализа контрактов, заключенных правительством с нефтяными компаниями. Теперь представилась возможность подробнее рассмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую взаимоотношения между разработчиками недр и правительством той страны, в которой они работают. Любой контракт - это, прежде всего, юридический документ, хотя обычно, говоря о контрактах в недропользовании, мы подразумеваем заложенные в него экономические механизмы раздела прибыли, выплаты налоговых и прочих платежей.

 

При наличии нюансов в каждой из стран есть, тем не менее, общие вопросы для изучения, поэтому на встрече были задействованы как консультанты представители из международных организаций  - Лоренцо Котула, Сауле Оспанова из Международного института окружающей среды и развития (Великобритания),  Линда Сигель из Fоundation for International Environment, Law and Development, (Великобритания) -  и коллеги из других стран региона - Ингилаб Ахмадов из Центра мониторинга общественных финансов (Азербайджан), Батпурев Аюшсурен, представитель монгольской коалиции «Публикуй, что платишь». С их помощью участники семинара получили обзор международных стандартов и правовых рычагов, которыми могут успешно пользоваться неправительственные организации.

 

Потребность в правовых знаниях и детальном изучении контрактов возникает неспроста. Чтобы знать сколько государство раcходует, надо знать, сколько оно получает, на каких условиях заключаются контракты. Политическая и экономическая ситуация меняется в Казахстане, а многие контракты, заключенные с недропользователями в 90-х годах, остаются неизменными из-за включенных в них положений о стабильности налогового режима. Некоторые эксперты считают, что эта неизменность важна для сохранения благоприятного инвестиционного климата, другие уверены, что пересмотр ранее закрепленных условий необходим с учетом изменившейся экономической ситуации в стране. Но, в таком случае, с какими сложностями столкнутся государство и инвесторы? Наконец, как могут представители гражданского общества отстаивать права, опираясь не только на национальные законы, но и на международные нормы и договоры? Ответы на все эти вопросы и был призван дать  проведенный семинар.

 

К слову, показательной была ролевая игра, которую мы разыграли во время семинара, чтобы рассмотреть ситуацию в некоей вымышленной стране Нефтестан. Участники игры, разделившись по группам, представляли в переговорном процессе интересы тех, кого мы обычно называем «заинтересованные стороны» - это правительство, инвесторы (недропользователи), кредиторы и гражданский сектор.  В конце игры мы попросили всех участников проголосовать, чья переговорная позиция была наиболее сильная, и кто смог оказать наибольшее влияние на ход переговоров. При подсчете голосов на первое место вышло государство, на втором крепко держались кредиторы и инвесторы, а гражданскому обществу досталось всего два голоса. Почему так мало? Есть над чем подумать, особенно с учетом того, что все участники семинара представляли сектор неправительственных организаций...

 

Даже беглый анализ инсценировок и реальных ситуаций показывает, что слишком уж предсказуемы действия гражданских активистов. За годы реализации EITI в Казахстане, а это уже без малого четыре года, неправительственные организации используют в своей работе практически одни и те же методы работы с правительством и компаниями, но позиция НПО по-прежнему учитывается только формально. Казахстанские НПО мало обмениваются опытом и информацией между собой и с коллегами из других стран, хотя именно так и можно выявить наиболее эффективные в нынешнем контексте методы работы.  Видимо, для организаций, вовлеченных в мониторинг государственных доходов и расходов, настала пора «играть» по-новому, теснее взаимодействовать между собой, со средствами массовой информации и представителями международного и казахстанского экспертного сообщества, использовать в своей работе знание международных норм и стандартов. Тогда позиция гражданского общества в сфере независимого мониторинга государственных доходов и расходов будет более компетентной и убедительной.

 

22 мая 2009 | Просмотров: 1 334 | Новости / Тема дня | Версия для печати
Материалы по теме:
Популярные темы
  • Выступление Елбасы Н.А.Назарбаева на XII Астанинском экономическом форуме «Вдохновляющий рост: люди, города, экономики»
  • Жанат КУРМАНОВ: «Накопительная пенсионная система доказала свою состоятельность и экономическую значимость»
  • Сколько акций Народного банка продадут Тимур и Динара Кулибаевы?
  • РК взяла курс на инклюзивное экономическое развитие
  • Покупатели живут сегодняшним дном
  • Создана торгово-промышленная палата тюркских стран
  • «КазТрансОйл» учитывает факторы, способные повлиять на стратегическое развитие компании»
  • Орешкин призвал жаловаться в органы на попытки поправить статистику
  • Статистика признала погрешность
  • Экономическому росту требуются модели