Главная О нас Новости Контактная информация
- Астана
  
kaz rus eng RSS
Мастер класс
Интервью
Зарубежный опыт
Юридическая консультация
Глоссарий
Адресное бюро
Аналитика
Тренинги
Пресс-релизы
Мнения
Как нас поддержать?

Регистрация Забыли?
Доктор Рафиc Абазов: "Казахстан остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, в том числе иностранных"

Абазов
Согласно прогнозу  Организации Объединенных Наций на 2010 год, доля  международных мигрантов в Казахстан достигнет 19,5% населения республики. Это означает, что почти каждый пятый житель Казахстана будет иностранным мигрантом.

Этот индикатор выше, чем в США, стране, принимающей наибольшее число мигрантов в мире. Так, 42,8 миллиона мигрантов в Америке составляют 13,5% населения страны. В то же время, по сравнению с США и другими развитыми странами, Казахстан не имеет ясной миграционной политики. Доктор Рафис АБАЗОВ считает, что Казахстан должен перенять  опыт Австралии и Канады, а также не бояться китайской миграции. Другие предложения от эксперта по вопросам   миграции в странах СНГ -  в интервью Динары Тусуповой специально для вебсайта BizMedia:

 

- Как Вы можете оценить  текущую ситуацию в миграционных процессах в Центральной Азии?

 

- Когда мы говорим о миграции, мы должны помнить о существенных изменениях на глобальном рынке труда. Во-первых, национальные рынки труда во всем мире испытывают огромное изменение в спросе и предложении под давлением глобализации, технического прогресса и появления экономики знания. Во-вторых, мы видим  растущее  требование на высококвалифицированных работников «знания», которое, по словам экономиста из  Колумбийского университета Джагдиша Бхагвати, «возникло.. [из-за] информационно-технологической революции», и появление острой конкуренции для талантливых профессионалов. В-третьих, многие страны во всем мире испытывают массивную структурную перестройку, поскольку они входят в постиндустриальную эру, продвигая «Новые Экономические системы» и уменьшая долю не использующих высокие технологии индустриальных секторов и низко-квалифицированной рабочей силы. В-четвертых, некоторые регионы во всем мире проходят период демографической неустойчивости, поскольку  ряд стран имеет  стареющее население и нехватку трудовых ресурсов, в то время как у других трудовых ресурсов в избытке, царят   безработица и неполная занятость.

 

Все эти изменения затрагивают Казахстан по-разному. Например, Казахстан все еще изо всех сил пытается сохранить свою промышленную базу и рабочие места в его индустриальном секторе, и стоит перед трудностями в создании так называемой экономики «знания» (ИТ, на основе высоких технологий, нанотехнологии, и т.д.). Казахстан также испытывает давление в своем низко-квалифицированном секторе, особенно в строительстве, где есть много безработных и частично-занятых людей (как казахстанцев, так и граждан  соседних стран), нуждающихся в обучении работе в эру бума пост-недвижимого имущества.

 

- Повлиял ли кризис, так или иначе,  на региональную миграцию, или тенденции

остались прежними?

 

- Вы знаете, мы должны помнить, что у различных стран были различные проблемы, и глобальный экономический и финансовый кризис затронул различные области мира по-разному. Высокие цены на энергию и некоторые запасы валюты помогли отложить начало кризиса в Казахстане и в некоторой степени в Узбекистане и Туркмении. Однако, когда Казахстан вошел в кризис, появилось сразу две проблемы: резкое падение доходов от экспорта энергии и риск кредитного краха из-за сверхвложений в сектор недвижимого имущества. Это также затронуло рынок труда. В течение прошлых 12-14 месяцев мы видели значительное снижение в строительстве, банковском деле, сфере  услуг и некоторых других секторах. Таким образом, много людей в Казахстане потеряло их работу - как граждане Казахстана, так и иностранные рабочие из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В Соединенных Штатах некоторые предприятия малого и среднего бизнеса (SMEs) «поглотили» часть работников во время кризиса. Этого не произошло в Центральной Азии в общем, и в Казахстане в частности, из-за весьма неблагоприятной атмосферы  для предприятий малого и среднего бизнеса. Посмотрите на рейтинг по ведению бизнеса  Всемирного банка: вы увидите, что Центрально-азиатские республики не занимают там ключевых позиций (например, согласно рейтингу на 2009 по видам бизнеса, где требуется разрешение на строительство, Таджикистан находится на 178 месте, Узбекистан - на 148-ом месте, в то время как Казахстан находится на 175-м месте из 181 стран, рассмотренных в рейтинге). Это говорит о том, что начать новый бизнес в этих странах очень трудно. Поэтому, все страны в регионе испытывают огромное давление на свои рынки труда от молодежи, нуждающейся в работе и заработках.

 

- С началом кризиса прогнозировалось, что в таких странах как Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан будет огромный приток граждан, которые потеряли их работу за границей и возвращаются домой. Однако мы можем видеть, что процент не столь высок, как прогнозировалось. В чем  причина этого?

 

- Картина не так проста и понятна, поскольку очень трудно посчитать незаконных и временных трудовых мигрантов. Фактически, существуют две конкурирующие школы,  пытающиеся  объяснить изменения на рынке труда во время спада. Первая делает акцент на экономическую мотивацию для мигрантов и рассматривает миграцию как акт чистого рационального экономического решения, основанного на  максимизировании доходов от работы и инвестиций в путешествие. Представители этой позиции говорят, что иностранные рабочие, которые потеряли работу, обычно возвращаются в родные страны, так как они нуждаются в средствах покрыть расходы на проживание и получить такие доходы, чтобы можно было еще отослать домой. Вторая школа  рассматривает  психологические и социальные побуждения к перемещению, поскольку именно  психологическое ожидание лучших доходов и лучшей жизни заставляет людей двигаться. Согласно этой позиции, трудовые мигранты полагают, что экономические трудности временны, и они не хотят возвращаться домой, так как члены их семей и сообществ надеются и верят в их успех. Кроме того, возвращение домой может  быть опасным, поскольку принимающие страны за это время могут попытаться ужесточить миграционную политику и режим въезда.

 

Таким образом, с чистой экономической точки зрения, возвращение домой  рационально для трудовых мигрантов во времена спада. Однако неуверенность в будущей миграционной политике и будущих возможностях работать в этих странах заставляет трудовых мигрантов оставаться в них.

  

 Мигранты нужны

 

- И вероятно люди не уверены в том, что найдут новую работу по возвращении домой...

 

- Верно. Мы знаем, что у правительств Таджикистана или Кыргызстана -  серьезные трудности в осуществлении экономической политики, которая привела бы к появлению приблизительно 40 000-50 000 новых рабочих мест для молодых людей каждый год в сельском хозяйстве, отраслях промышленности и производстве услуг. Таким образом, много трудовых мигрантов, которые находятся теперь в зарубежных странах, боятся возвращаться, поскольку они не уверены в том, что смогут найти рабочие места или деловые возможности для себя дома.

 

- Как обстоит дело в Казахстане, стране, принимающей   трудовых мигрантов?

 

- В течение прошлых 10-12 лет был беспрецедентный рост в доходах, домашнем благосостоянии и потреблении во всем мире, включая Казахстан. Высокие доходы привели к спросу  на лучшее жилье, которое в свою очередь привело к буму недвижимого имущества по всему миру.  США, Китай, Россия, Европа - это было повсюду. Местный рынок труда Казахстана не смог удовлетворить требованиям; поэтому очень много иностранных рабочих вошло в сферу строительства, и некоторые другие смежные  сектора. Во время экономического спада строительный сектор значительно сжался, и  сегодня не хватает рабочих мест для всех этих людей. Однако ситуация на рынке труда могла бы измениться в будущем, когда высокий рост вернется.

 

- Вы не считаете, что в период кризиса мигранты начинают создавать конкуренцию местным жителям  на рынке труда Казахстана?

 

- Это зависит от того, в каком направлении Казахстан будет развивать свою экономику,  и от политики правительства по созданию новых рабочих мест. Правительство могло бы  поддержать и развивать традиционные индустриальный и аграрный сектора, таким образом, создавая рабочие места  и ослабляя конкуренцию на традиционном рынке труда. Также, правительство могло бы  использовать возможности, созданные глобальным кризисом и войти в новые мировые  конкурентоспособные отрасли  и приобрести новые технологии, которые теперь более доступны на мировом рынке. Это развитие также создало бы новые рабочие места, но  требующие совсем других  навыков.

 

Как это ни парадоксально, чтобы расширить рынок труда, Казахстан остро нуждается в высококвалифицированных профессионалах, включая иностранцев. Например, чтобы развить свой ИТ-сектор,  Казахстану потребуются ИТ-специалисты и инвесторы; чтобы успешно продать продукцию среднего и малого бизнеса Казахстана на мировом рынке,  страна нуждается в специалистах по международному маркетингу и продажам, а также  в доступе к сетям международных коммерческих профессионалов и диаспор.

 

- Насколько я помню, Вы предположили, что, если мигранты не нашли  своей ниши, то они даже не смогли  бы найти работу за границей ...

 

- Несколько недавних исследований международного бизнеса успешных новых фирм в США и Великобритании заявили, что сообщества  и диаспоры играют огромную роль в развитии конкурентоспособного преимущества для мигрантов на новых рынках. Каждый вновь прибывший должен конкурировать с местными служащими в принимающей стране, и он или она должен найти те области, где конкуренция меньше и где местный житель менее заинтересован, менее вовлечен. Например, в Великобритании много индусов нашли свою нишу в бизнесе общественного питания, создав рестораны  карри по всей стране; приблизительно 20-30 лет назад британцы, вероятно, предпочли бы только традиционную пищу - рыбу с жареным картофелем. Никакого разнообразия, никаких других вариантов, никакой конкуренции. Сегодня Вы можете найти  рестораны карри почти в каждом городе или деревне Великобритании. В США бангладешцы нашли свою нишу в гостиничном бизнесе, они имеют и управляют большим количеством мотелей. Или возьмите пример узбекского сообщества в штате  Нью-Йорк - большая сеть узбекских ресторанов  процветает здесь  в течение многих десятилетий. Сегодня самые успешные торговцы в США - китайцы, поскольку они вышли на рынок с различными продуктами, включая электронику, и ИТ-услуги.

 

Если Казахстан хотел бы экспортировать что-то помимо сырья, ему следовало бы найти нишу для своей  продукции. Страна нужны люди, у которых есть знания о системе международной торговли  и доступ к международным рынкам. Например это могли бы быть китайские торговые сети. Успех китайцев в торговле обусловлен не только их численностью но и крепкими связями и развитой сетью по всему миру.

 

Грядут китайцы?

 

- Поговорим о китайской миграции. Как вы считаете, актуален ли этот вопрос для Центральной Азии, также, как допустим, для России?

 

- Я понимаю, что вопрос о  китайской миграции  чрезвычайно политизирован. Если поговорить с  местными политиками, многие из них вероятно скажут, что якобы уже  сотни тысяч китайцев приехали в страну, женятся на местных,  чтобы приобрести гражданство и купить землю. Однако официальные статистические данные показывают только несколько  сотен въехавших в страну. Истина  где-нибудь  посередине. На самом деле вопрос не  в китайской или какой-нибудь еще миграции. Вопрос в том, как провести эффективную политику, чтобы  отрегулировать количество въезжающих в страну людей, привлечь ценные для страны кадры и сделать эти кадры лояльными принимающей стране. Примеры так называемых дружественных к мигрантам стран иллюстрируют успех четкой политики и контроля. Австралия, Канада и Новая Зеландия используют  балловую систему (баллы даются по   таким категориям, как образование, опыт работы, и профессия; мигранты должны набрать определенное количество баллов, чтобы попасть в страну) с четкими правилами для миграции. Ежегодные квоты для  мигрантов и специальная система баллов направлены на привлечение лучших  умов, опыта и знаний. Правила приобретения гражданства также ясны. Таким образом, все четко расписано: на каких основаниях вы въезжаете в страну, как вы можете остаться здесь или покинуть страну. Эта политика очень гибка. Например, если Австралия испытывает нехватку медсестер и медицинских докторов и ожидает, что местные профессионалы не в состоянии заполнить рабочие места, правительство дает дополнительные баллы представителям медицинских профессий, если страна нуждается в инженерах - дополнительные баллы инженерам и так далее.

 

По такой системе многие китайцы (и другие) приехали  в эти страны и внесли свой вклад в развитие среднего и малого бизнеса, повышение международной конкурентоспособности и в рост их ВВП. Они привезли свои знания, свои навыки и трудолюбие.

 

- Даже перед кризисом в Казахстане случались трудовые конфликты, например массовая драка между казахстанскими и турецкими рабочими в Западном Казахстане. По-вашему,  увеличится ли число подобных конфликтов в период кризиса?

 

- Социальное и политическое развитие не предскажешь как  погоду, поскольку оно  зависит от эффективности государственной политики   и управления. Избежать и предотвратить конфликты возможно, если  чиновники разработают  превентивную политику, исключая  недоразумения и недопонимания, и применяя  социальный и политический подходы  и ноу-хау.

 

- В принципе, в пресловутом  конфликте между казахскими и турецкими рабочими, одной из причин была коррупция местных властей, которые допустили несправедливость в системе оплаты труда  и так далее...

 

- И снова, я полагаю, что это проблема эффективности государственной политики и управления. Однако, дело также в  философии подхода и политической культуре. В некоторых политических культурах правительственные чиновники часто пытаются найти «кто виноват», когда есть конфликт или проблема. В других культурах правительственные чиновники  сосредотачиваются на том, «что делать» в поисках решений проблемы. Я думаю, что в учебниках по государственной политике полно конкретных примеров и  политических рекомендаций по решению социальных и политических проблем.

 

- По вашему мнению, достаточна ли численность  мигрантов в Казахстане для того, чтобы быть  реальным политическим лобби?

 

- Насколько я знаю, законодательство Казахстана не позволяет негражданам голосовать за партии и политические движения, таким образом, мы не можем говорить о лоббировании с этой точки зрения. Но мигранты нуждаются в политической защите, и они могут так или иначе поддержать тех людей или те группы, которые пообещают им  такую защиту. Это случается  во многих странах. Особенно в тех случаях,  когда правительства принимающих стран  не могут защитить права чужеземцев.

 

- Сохранит ли Казахстан свою привлекательность для мигрантов несмотря на кризис?

 

- Есть несколько факторов, которые влияют на  привлекательность Казахстана в глазах мигрантов. Во-первых, это структурные изменения в народном хозяйстве Казахстана и успешности  развития новых конкурентоспособных секторов экономики. Во-вторых,  структурные изменения на рынке труда и успешность  в создании новых рабочих мест в «старой» и «новой» экономике. В-третьих,  демографические тренды  и уровень прироста населения в стране и в регионе. У Казахстана есть достаточно ресурсов, чтобы поддержать развитие новых секторов и развить новые отрасли промышленности; но это должно быть сделано мудро. Лауреат Нобелевской премии в экономике доктор Джозеф Стиглиц сказал, что успешная глобализация опирается на  такие стратегии, «в которых правительства, полагаясь на рынки, в то же время играют  активную роль в создании, формировании, и руководстве этими рынками, в том числе  продвигая  новые технологии ...». Если  Казахстан преуспеет в осуществлении своих честолюбивых планов по развитию динамичной экономики и деловой окружающей среды с производством новых рабочих мест, - он мог бы достигнуть стабильного экономического роста и  стал бы прекрасной  страной для проживания и привлекательной  для миграции.

 

Демографические показатели и тренды (источник: Фонда населения ООН, 2008 год)


Абазов


О спикере:

 

Рафис АБАЗОВ является преподавателем  Института Гарримана/Школы Международных и государственных отношений   Колумбийского университета . Сфера его исследований  включает государственную политику и управление, демократизацию и историю народонаселения  в бывшем Советском Союзе, в частности - в Центральной Азии. Доктор Абазов консультировал проект ПРООН по международной миграции и проект ЖФРООН по трудовой миграции в СНГ. Его работы удостоены гранта  Института Гарримана в 2006 году, премии Академии Журналистики Казахстана в 2007 г. и премии Центрально-Азиатского Географического Общества в 2008 г.

Динара Тусупова


8 сентября 2009 | Просмотров: 5 921 | Интервью | Версия для печати
Материалы по теме:
Популярные темы
  • Почта Китая выпустила памятную марку "День журналиста"
  • Вертикально интегрированный бардак
  • Холдинговая группа «АЛМЭКС» докапитализировала Казкоммерцбанк на 65,2 млрд тенге
  • 168 миллиардов тенге выданы клиентам Жилстройсбербанка на приобретение жилья в 2017 году
  • Китайские и американские компании подписали деловые соглашения на более чем 250 млрд долларов США
  • Шанхайская биржа будет владеть 25% МФЦА
  • Казахстан одним из первых начнет выплачивать по землетрясению в Мексике: резерв Евразии 611 млн тенге
  • В Китае будет развиваться индустриальный интернет
  • Номинальный рост зарплат в Казахстане не успевает за темпами инфляции
  • Шаяхметова: Госпомощь некоторым банкам чревата потерей денег