Главная О нас Новости Контактная информация
- Астана
  
kaz rus eng RSS
Мастер класс
Интервью
Зарубежный опыт
Юридическая консультация
Глоссарий
Адресное бюро
Аналитика
Тренинги
Пресс-релизы
Мнения
Как нас поддержать?

Регистрация Забыли?
«Я думаю, что сейчас будет всплеск развития деловой журналистики»

Kozybaev

Академик Сагымбай Козыбаев по праву считается одним из основателей казахстанской журналистики. За более чем 35 лет работы С. Козыбаева в КазНУ им. аль-Фараби сотни молодых парней и девушек получили из его рук путевку в профессиональную журналистику.

Сегодня мы имеем честь представить в рубрике «Интервью» отрывки из нашей беседы с Президентом Академии журналистики Казахстана Сагымбаем Кабашевичем Козыбаевым, которая состоялась в первые дни февраля.







- Сагымбай Кабашевич, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние казахстанской журналистики?

- В первую очередь, хотел бы подчеркнуть, что в период независимости отечественная журналистика прошла несколько этапов. На сегодня зарегистрировано около 6000 СМИ, плодотворно из них работает более 2500 газет, телеканалов.

Рынок и демократизация принесли много нового в современную журналистику.

Это в первую очередь с учетом  реалий рынка.

В СМИ стало появляться больше аналитических публикаций, в которых раскрывается социально-экономическая проблематика, финансовая тематика. Также, одним из отличительных моментов, становится усиливающаяся конкуренция за читателя, за его лояльность. Это заставляет  редакции, журналистов постоянно работать над качеством материалов, не останавливаться на достигнутом и искать новые, интересные для общества темы. Иначе, как говорится, удачи не видать.

Отрадно, что в этот процесс вовлечены не только республиканские издания. Идет активное развитие региональной прессы, которая не зацикливается на своих местечковых интересах, а свободно поднимает на своих страницах глобальные вопросы странового характера.

Не могу не сказать и о том, что сегодня идет процесс становления деловой журналистики на государственном языке. Вдвойне приятно, что бизнес не остался в стороне от этого процесса. Так, Альянс Банк в 2008 году провел уже второй конкурс «Қалам-Қаржы» среди СМИ, издаваемых на государственном языке на лучшее освещение финансовой тематики. Мы видели много серьезных и очень интересных материалов, несмотря на то, что финансовая тема - самая  сложная в журналистике. Мало иметь только журналистское образование. Надо в этой теме разбираться и неплохо бы еще иметь экономическое образование, знать экономическую теорию.

 

Сегодня уже можно смело сказать: казахстанская деловая журналистика состоялась. У нас есть уже и доктор наук по этой теме - Шарван Нургожина, Недавно она защитилась по проблемам функционирования и развития казахстанской деловой журналистики.

 

И я уверен, что последствия мирового финансово-экономического кризиса не помешают ее развитию.


-
Кстати, о кризисе. Как, на ваш взгляд, отразятся сегодняшние трудности на бизнес-журналистике?

-  Я думаю, что сейчас будет всплеск развития деловой журналистики. Мы это уже наблюдаем: идет расширение полос, углубляется тематика, журналисты не боятся говорить о серьезных мировых проблемах начистоту.

Более того, финансовый кризис подталкивает деловую журналистику к качественному росту.  В количественном отношении деловая журналистика  у нас уже есть, теперь она будет расти в качественном отношении.

 
- Сагымбай Кабашевич, Вы более 35 лет занимаетесь воспитанием молодых журналистов, и многие действующие журналисты являются вашими учениками. Есть ли  отличия между сегодняшними студентами и студентами 80-х?

- Есть и положительные, и отрицательные отличия.

Начну с отрицательных. Раньше на территории Казахстана только один факультет готовил журналистов.  Вообще на востоке Советского Союза их было всего четыре: в Алматы, Ташкенте, Иркутске и Свердловске.

А сейчас только в Казахстане двадцать три факультета журналистики. Идет профанация журналистского образования. К сожалению, здесь не все от нас зависит. Нет сейчас заочного и вечернего образования, закрыта аспирантура и т.д.

 

Когда у нас был один факультет журналистики, то был очень жесткий отбор. Мы с гордостью говорим о выпускниках, которые окончили журфак 20-25 лет назад.

Сейчас молодежь мало читает книг, молодежь стала «компьютерной». Есть в этом свои нюансы - это новое время, новые технологии. Но то, что современные студенты не читают книг - это плохо. Книги - это эталон, классика, это то, что проверено временем. К напечатанному слову, даже в газете, можно обратиться через много-много лет.

И еще. Реалии рынка таковы, что многие сейчас обучаются за деньги. И вот это потребительское отношение к образованию - я плачу, а ты мне за это продукт - зачастую не способствует установлению настоящего контакта между студентом и педагогом.

 

С другой стороны, современная молодежь быстрее схватывает новые технологии. Например, мы видим, как быстро внедряются на том же телевидении цифровые технологии. И то, что студенты с легкостью их осваивают - это хорошо.

Хорошо еще и то, что молодые, как их коллеги семидесятых и восьмидесятых, стремятся к личному общению с педагогами - ведь это своеобразный мастер-класс.


- Какой Вам видится журналистика будущего?

 - Очень сложный вопрос, конечно. Сегодня одни называют журналистику четвертой властью, другие - служанкой власти, третьи - цепным псом демократии. Ярлыков много.

Копья сегодня ломаются по этому вопросу: каким должен быть журналист? Ушлым, хватающим за горло собеседника? Или все-таки журналистика должна быть порядочной и ответственной за тех людей, которые имеют к ней отношение?

Я думаю, что нам необходимо убедить общество, что средства массовой информации - это важнейший социальный институт. Это средство формирования мировоззрения людей, их воспитания. Кроме того, ленинская формулировка об организаторской роли прессы, не потеряла свою актуальность и сегодня.

Мне бы очень хотелось, чтобы журналистика будущего была взвешенной, ответственной. Для журналиста очень важно иметь внутреннего цензора.

Также, очень хочется, чтобы в будущем, несмотря на бурное развитие новых технологий, журналисты не забывали позитивный опыт прошлых поколений.


- Что бы Вы  пожелали читателям нашего сайта?

 - Возвращаясь к взвешенности и ответственности нашей журналистики, я призываю своих коллег всегда помнить о старой прописной истине: семь раз отмерь, один раз отрежь. Слово - это хирургический скальпель, можно поранить человека, а можно и исцелить. Не нужно свою общественную миссию отдавать на алтарь спекуляции.

Поэтому принцип добропорядочности журналистики, внутреннего цензорства должен присутствовать в каждом из наших коллег. И слава Всевышнему, большинство моих коллег как раз такие.

2 марта 2009 | Просмотров: 5 629 | Интервью | Версия для печати
Материалы по теме:
Популярные темы
  • Почта Китая выпустила памятную марку "День журналиста"
  • Вертикально интегрированный бардак
  • Холдинговая группа «АЛМЭКС» докапитализировала Казкоммерцбанк на 65,2 млрд тенге
  • 168 миллиардов тенге выданы клиентам Жилстройсбербанка на приобретение жилья в 2017 году
  • Китайские и американские компании подписали деловые соглашения на более чем 250 млрд долларов США
  • Шанхайская биржа будет владеть 25% МФЦА
  • Казахстан одним из первых начнет выплачивать по землетрясению в Мексике: резерв Евразии 611 млн тенге
  • В Китае будет развиваться индустриальный интернет
  • Номинальный рост зарплат в Казахстане не успевает за темпами инфляции
  • Шаяхметова: Госпомощь некоторым банкам чревата потерей денег