Главная О нас Новости Контактная информация
- Астана
  
kaz rus eng RSS
Мастер класс
Интервью
Зарубежный опыт
Юридическая консультация
Глоссарий
Адресное бюро
Аналитика
Тренинги
Пресс-релизы
Мнения
Как нас поддержать?

Регистрация Забыли?
Впервые не в Европе: Катар принимает участников EITI

Anton Artemyev
16-18 февраля в столице Катара Дохе состоится четвертая международная конференция EITI (Инициативы прозрачности добывающих отраслей), в работе которой  будет участвовать и Казахстан.

О важности для Казахстана этого события глобального масштаба рассказывает Антон АРТЕМЬЕВ, директор программы «Kazakhstan Revenue Watch» Фонда Сорос-Казахстан, член международного Правления EITI.


 


 


- Какие вопросы будут на повестке дня?

- Как известно, Казахстан является участником EITI с 2005 года. Помимо Казахстана в нашем регионе в реализации EITI участвуют только Азербайджан, Кыргызстан и Монголия, поэтому интерес мирового сообщества к нашей стране объяснимо велик. Всего же на данный момент свою поддержку EITI высказали 24 государства. Всем им в ближайшее время предстоит пройти процедуру независимой оценки соответствия строгим принципам и критериям EITI, так называемую валидацию. Те страны, которые не смогут сразу подтвердить свое соответствие всем индикаторам валидации, получат статус кандидатов с требованием повторного прохождения оценки в течение двух лет. В Дохе планируется подвести итоги первой такой валидации: в конце прошлого года независимые оценщики посетили Азербайджан (кстати говоря, Азербайджан был первой страной, внедрившей EITI). Большинство других стран, включая и Казахстан, взяло на себя обязательство пройти валидацию до марта следующего года, поэтому предполагается, что обсуждению валидации будет посвящена значительная часть конференции.

 

По традиции конференцию посетит большое количество участников, включая правительственные делегации, руководителей крупнейших добывающих компаний, а также представителей гражданского общества. Среди участников конференции заявлены такие известные фигуры, как эмир Катара Шейх Хамад бин Халифа аль-Тани и основатель Института Открытого Общества Джордж Сорос.

 

- Видимо, место проведения конференции было выбрано не случайно?

- На самом деле это первая конференция EITI, проводимая не в Европе. Первые две проходили в Лондоне и были посвящены, главным образом, определению основных принципов, критериев и механизма отчетности EITI. Третья конференция, проводившаяся в Осло в октябре 2006 года, дала старт институционализации EITI - на ней были сформированы международное Правление и Секретариат EITI (который позднее и разместился в Осло), а также внедрен механизм валидации, о котором говорилось выше.

 

При обсуждении места для проведения новой конференции по EITI все члены международного Правления были едины в том, что она должна проводиться не в Европе. Дело в том, что проведение подобных конференций - отличная возможность расширить круг участников этой инициативы, донести информацию об EITI до представителей других богатых ресурсами стран. В этом смысле трудно представить более подходящее место, чем Ближний Восток, самый богатый нефтью регион мира. На данный момент, из всех стран этого региона только Йемен присоединился к EITI. Не исключено, что данная конференция поможет заинтересовать и другие ближневосточные страны и, в первую очередь, сам Катар - третью страну в мире по запасам природного газа.

 

- Кто вошел в состав казахстанской делегации?

- Официальная казахстанская делегация в Дохе будет представлена членами Национального совета: вице-министром энергетики и минеральных ресурсов Асетом Магауовым, президентом ОО «Формирование налоговой культуры» Натальей Янцен, директором ОО «Благо» Юрием Криводановым, а также консультантом по EITI представительства Всемирного банка в Казахстане Ерланом Акишевым. Помимо них в конференции также примут участие представители Фонда Сорос-Казахстан, как организации, стоявшей у истоков EITI в Казахстане: председатель Попечительского совета Тулеген Аскаров, председатель Правления Анна Александрова и директор программы Kazakhstan Revenue Watch Антон Артемьев.

 

Как уже отмечалось выше, в Дохе Казахстану необходимо будет представить предварительные итоги трех с половиной лет реализации EITI. За эти годы было сделано немало, однако, как справедливо утверждают представители гражданского общества, вовлеченные в процесс реализации, ряд важных задач остается по-прежнему нерешенным и, в свете предстоящей валидации, решение этих задач принимает особую срочность.

 

- Что именно Казахстану еще предстоит сделать для успешного прохождения валидации?

- Решить три вопроса. Во-первых, необходимо уточнить процедуры представительства трех сторон - государства, добывающих компаний и гражданского общества -  в Национальном Совете. Напомню,  в 2006 году через несколько месяцев после подписания всеми заинтересованными сторонами Меморандума о взаимопонимании в Казахстане усилиями неправительственных организаций из коалиции «Нефтяные доходы - под контроль общества!» был создан Национальный совет. В его состав вошли высокопоставленные представители Правительства РК, ряд депутатов Парламента, сотрудники добывающих компаний, а также представители НПО. Целью данного органа является не только принятие важнейших решений и осуществление общего контроля за ходом реализации EITI, но и обсуждение дальнейших мер по повышению прозрачности добывающего сектора нашей страны. К сожалению, в процедурах формирования Национального совета и принятия им решений остается много неясного, и это серьезно ограничивает эффективность работы данного органа. Важно, однако, отметить стремление всех сторон к устранению этого недостатка, а что может быть важнее для успеха многосторонней инициативы, как EITI, чем искреннее стремление всех сторон к конструктивному сотрудничеству?

 

Во-вторых, в Казахстане необходимо обеспечить регулярную публикацию отчетов по EITI, где будут включены данные по всем добывающим компаниям. В 2007 году Правительство Казахстана приняло поправки в законодательство по недропользованию и нефтяным операциям, предусматривающие участие в EITI нефтяных компаний, претендующих на получение новых лицензий. Эта мера встретила большую поддержку у неправительственных организаций, так как в будущем (как только будет прекращен мораторий на выдачу новых лицензий) это позволит существенно расширить список компаний, участвующих в EITI. Однако нерешенным остается вопрос об участии тех компаний, которые уже получили лицензии на недропользование и не спешат присоединяться к EITI. В Казахстане это, в основном, относится к компаниям горнодобывающего сектора, так как выплаты нефтяного сектора государству (после присоединения к EITI ТОО «Тенгизшевройл» в 2008 году) охвачены уже на 90-95%. При этом некоторые добывающие компании позволяют себе не предоставлять необходимую отчетность, даже подписавшись под Меморандумом о взаимопонимании. Так в ходе подготовки второго отчета по EITI, «АрселорМиттал», подписавшая Меморандум, не представила компании по сверке свой отчет о выплатах государству за 2006 год.

 

В-третьих, необходимо информировать население о реализации EITI в стране. Казахстан уже выпустил два отчета по EITI, охватывающих 2005-2006 годы. В этом году планируется выпустить еще два отчета: соответственно за 2007 и 2008 гг. Информативность казахстанских отчетов, особенно второго, может послужить примером для многих стран. Хотя, вопреки требованиям гражданского общества, публикуемая в отчетах информация не приводится с разбивкой по каждой компании в отдельности, уровень детализации по видам платежей вполне удовлетворителен. Однако казахстанское общество в целом слабо информировано об EITI и, в лучшем случае, отдаленно представляет себе ценность публикуемой в рамках EITI информации. Потому разъяснительно-информационная работа стала главным вызовом, с которым столкнулись стороны EITI в Казахстане и пытаются решить путем принятия и реализации стратегии коммуникаций.

 

- Как обстоит дело с Отчетами по EITI в других странах региона?

- Несколько слов стоит сказать и о наших соседях по региону, также реализующих EITI. Азербайджан, первая страна, приступившая к реализации EITI, первым прошел независимую валидацию, итоги которой будут подведены на конференции в Дохе. Правительство этой страны выпустило уже рекордное количество отчетов (девять), однако уровень детализации информации невысок. Также как и в Казахстане, отчеты Азербайджана по EITI не содержат данных по каждой компании в отдельности. Однако представителей гражданского общества Азербайджана больше всего волнует вопрос о дополнительных мерах по повышению прозрачности добывающего сектора этой страны. С самого начала критерии EITI, на которых основана существующая система отчетности, были признаны минимальными, дополнительные меры, способствующие повышению прозрачности, не только не запрещались, но скорее поощрялись. В то же время и правительства, и компании в большинстве стран, включая Азербайджан, предпочитают ограничиваться минимальным набором требований. И представителей гражданского общества Азербайджана, как страны, первой во всем, что касается EITI, это не может не волновать.

 

Монголия выпустила свой первый отчет одновременно с Казахстаном - в феврале прошлого года. При этом Монголия стала одной из немногих стран, решившихся на максимальную детализацию информации - в этой стране данные о выплатах добывающих компаний публикуются по каждой компании в отдельности. Первый отчет выявил столь значительные расхождения между данными компаний и правительства, что премьер-министр этой страны был вынужден объявить о создании специальной комиссии по расследованию причин произошедшего.

 

В Кыргызстане реализация EITI сейчас получает новый импульс. «Революция тюльпанов» и последовавшие за этим несколько лет политической нестабильности требовали от руководства этой страны решения более важных и срочных вопросов. За годы, прошедшие с момента присоединения Кыргызстана к EITI, агентство по статистике исправно публиковало информацию о поступлениях от горнодобывающего сектора, однако, строго говоря, эти данные не являются отчетами по EITI. Теперь, похоже, интерес к EITI и желание реализовывать эту инициативу возвращаются. 

 

- Как представлены интересы Казахстана в рамках EITI на глобальном уровне?

- На предыдущей международной конференции по EITI, состоявшейся в Осло, я был избран членом международного Правления EITI, что позволило обеспечить представительство и нашей страны, и региона Центральной Азии и Кавказа, включая Монголию.  Это многосторонний орган, ответственный за принятие всех стратегических решений, касающихся реализации этой инициативы на глобальном уровне. В состав правления входят представители правительств, добывающих компаний, инвесторов и гражданского общества - по пять постоянных и пять замещающих членов.

 

- Какие задачи, на Ваш взгляд, предстоит решать вновь избранному составу Правления EITI?

- Некоторые эксперты отмечают, что прошедшие два года реализации EITI были для этой инициативы относительно спокойными. При этом, многие справедливо полагают, что новый состав Правления, который предстоит утвердить в Дохе, столкнется с решением непростых политических вопросов, связанных с итогами валидации. Уже сейчас точки зрения правительств, компаний, инвесторов и гражданского общества на реализацию EITI в разных странах не всегда совпадают. Валидация может обострить эту разницу во взглядах, так как принимаемые международным правлением решения о соответствии той или иной страны всем критериям EITI могут влиять на инвестиционную привлекательность страны со всеми вытекающими последствиями. И от твердости представителей гражданского общества в Правлении по принципиальным вопросам будет зависеть доверие общества к EITI.

 

Наконец, представителям гражданского общества в составе Правления EITI предстоит серьезно заняться организацией защиты активистов гражданского общества в странах, реализующих EITI. Преследование членов международной кампании «Публикуй, что платишь» (в частности, заключение под стражу без предъявления официальных обвинений) в Габоне вызвало резкий протест со стороны представителей гражданского общества в Правлении EITI. В прошлом году Правление EITI учредило специальный комитет быстрого реагирования для рассмотрения подобных случаев. В настоящее время члены Правления от гражданского общества добиваются приостановления членства Габона в Правлении EITI до тех пор, пока все претензии к активистам «Публикуй, что платишь» не будут переведены в правовое русло.

10 февраля 2009 | Просмотров: 4 365 | Интервью | Версия для печати
Материалы по теме:
Популярные темы
  • Почта Китая выпустила памятную марку "День журналиста"
  • Вертикально интегрированный бардак
  • Холдинговая группа «АЛМЭКС» докапитализировала Казкоммерцбанк на 65,2 млрд тенге
  • 168 миллиардов тенге выданы клиентам Жилстройсбербанка на приобретение жилья в 2017 году
  • Китайские и американские компании подписали деловые соглашения на более чем 250 млрд долларов США
  • Шанхайская биржа будет владеть 25% МФЦА
  • Казахстан одним из первых начнет выплачивать по землетрясению в Мексике: резерв Евразии 611 млн тенге
  • В Китае будет развиваться индустриальный интернет
  • Номинальный рост зарплат в Казахстане не успевает за темпами инфляции
  • Шаяхметова: Госпомощь некоторым банкам чревата потерей денег